Когда искусственный интеллект заменит участкового врача, — через 20 лет или через 100

    17.06.2024
    Статьи
    1210

    Еще несколько лет назад искусственный интеллект в медицинской практике казался весьма далеким будущим. Но сейчас нейросетевые решения используются в медучреждениях во всех регионах России. Как отметила Ольга Кобякова, директор Центрального института организации и информатизации здравоохранения Минздрава РФ, модератор сессии «Не вместо, а вместе: потенциал искусственного интеллекта в российском здравоохранении», состоявшейся на площадке «Здоровое общество» ПМЭФ-2014, в 2024 году в каждом регионе будет работать по три медицинских решения с искусственным интеллектом (ИИ), а к 2030 их число достигнет 12.  

    В дискуссии участвовали регуляторы, врачи, разработчики цифровых решений в медицине, пациенты. Спикеры обсудили, какие врачебные функции стоит передавать ИИ, а какие нет, попытались выяснить, какие качества врача пока не под силу нейросетям, а также, — как скоро системы с ИИ заменят участковых врачей в поликлиниках. Своим мнением поделились не только участники сессии, но студенты медицинского вуза, врачи-практики и даже люди «с улицы». Полноправным спикером стал сгенерированный нейросетью эксперт – ИИван, правда, ответить он смог не на все вопросы.  

    Студенты, врачи и пациенты готовы лечиться с помощью ИИ, но не все

    Участники уличного опроса, который предварительно провели организаторы сессии,считают, что новые технологии должны внедряться в медицину, но пока многие полагаются, в первую очередь, на опытных врачей, а системы с ИИ считают помощниками медработников для более эффективного и быстрого оказания медпомощи. Кроме того, респонденты рассматривают ИИ как компьютерную программу, а потому опасаются, что она может дать сбой, что повлечет ошибку врача и риск для больного. «Во всем полагаться нельзя. Зачем тогда мы?», — резонно спросил один из респондентов.

    Оценивая возможности нейросети, врачи клиники имени Пирогова считают, что врачи остаются ключевым звеном в работе с ИИ, особенно когда речь идет о жизни пациента, так как искусственный интеллект не застрахован от ошибок. Однако стоит учитывать и мнение опытных специалистов, которые причастны к созданию программ, поддерживаемым опытом мировых экспертов в области медицины.  

    Студенты института Пирогова думают, что ИИ может помочь врачам-хирургам в выполнении простых процедур, но в сложных случаях решение всегда должно быть за врачом. Они также уверены, что никакая программа не сможет заменить заботу, улыбку, человеческое отношение и проявление эмпатии, которые так необходимы пациенту.

    Нужны ли ИИ эмоции при общении с пациентом

    С тем, что пациенту для выздоровления кроме его знаний и опыта, важна эмпатия врача, согласились большинство участников дискуссии. Заменить полностью врача ИИ, по мнению спикеров, не сможет именно потому, что не способен на живое общение с человеком.  

    Между тем, как пояснил Андрей Родной, креативный продюсер «Rutube», искусственный интеллект — система обучаемая, поэтому вполне допустимо, что он обучится и проявлению эмоций. Однако, спикер выразил сомнение в том, нужны ли ИИ эмоции. «Если использовать ИИ как инструмент, своего рода гаджет, то от него требуются знания. Это прибор, который должен четко поставить диагноз и дать рекомендации. … Захочет ли человек общаться с ИИ без врача? Это симбиоз, их не нужно отделять друг от друга. Искусственный интеллект в данном случае выступает в качестве грамотного и правильно настроенного инструмента, который помогает врачу», — сказал он.  

    Как ни странно, но и сгенерированный ИИван не был стопроцентно на стороне нейросетей. «Я думаю, что многие люди будут не против, если врачи будут использовать его для диагностики и лечения. Благодаря ИИ можно точнее выявлять болезни, подбирать лечение. Это как иметь дополнительного эксперта. Важно, чтобы последнее слово оставалось за врачом», — сказал искусственный интеллект.

    Какую роль в медицине эксперты отводят сейчас ИИ

    Как бы не относились к цифровым технологиям медики и пациенты, подчеркнула Ольга Кобякова, в России уже создана полноценная ИТ-инфраструктура, что свидетельствует о готовности практического здравоохранения к внедрению медизделий с искусственным интеллектом. «Нет смысла дискутировать, будет ли ИИ частью системы здравоохранения или нет. Уже сегодня он является одним из инструментов. Задача экспертов, медицинских работников, разработчиков сделать так, чтобы ИИ был максимально эффективным, безопасным и приносил пользу пациентам», — отметила она. В медучреждениях России все более активно внедряются ИИ-решения: анализ медицинских изображений, ведение электронной медицинской карты, системы поддержки принятия решений, цифровые помощники врача.

    По мнению Александра Гусева, эксперта ЦНИИОИЗ по ИИ, CEO Webiomed, ИИ сокращает временные затраты на обычный анализ медицинских данных, он делает это намного быстрее и точнее человека, «выручает в ситуации сильного дефицита времени, помогает быстро проанализировать данные и убрать лишнюю работу».

    Константин Биджоев, главный врач Мурманской городской поликлиники № 2, уже сейчас готов отдать в ведение цифровых систем на основе ИИ организационную деятельность, графики работы, контроль качества, маршрутизацию пациентов, работу регистратуры, поддержку принятия врачебных решений и советы по изменению тактики.

    За счет активного внедрения систем с ИИ в Архангельской области появились примеры решения проблем дефицита кадров, отметил Александр Герштанский, руководитель регионального минздрава. Создан Региональный центр, который занимается описанием изображений, этой услугой при принятии диагностических решений могут воспользоваться даже удаленные медучреждения. «Уже сейчас у нас есть учреждения, где нет ни одного рентгенолога, ни одного функционального диагности, но выполняются холтеровские мониторирования, ЭКГ, различные рентгеновские исследования», — сказал он.

    Использование ИИ стало реальностью во многих странах, и толчок к его активному внедрению дала пандемия ковида, когда потребовалось оказывать медицинскую помощь дистанционно, отметил Батыр Бердыклычев,представитель Всемирной организации здравоохранения в России. Использование таких систем важно для чтения снимков и для обучения студентов, считает он. По словам эксперта, пока скептицизм и недоверие к цифровым ресурсам присутствует во многих странах из-за того, что мало информации. «При этом вы видим плюсы – это и точность, и обработка большого объема данных, быстрота диагностики и назначение персонифицированного плана лечения».

    Недоверие пациентов, и как его преодолеть

    Представляя практическую медицину,Константин Биджоеввыдал большой кредит доверия системам с ИИ для применения в поликлинике. Однако, главврач признал, что скептицизм в отношении подобных технических новинок испытывают не только пациенты, но и врачи. Они пока больше полагаются на свой опыт и склонны противопоставлять его машинным алгоритмам. Вместе с тем, руководитель медорганизации склонен думать, что опыт участкового терапевта даже с многолетней практикой ограничен десятками тысяч пациентов, в то время как ИИ оперирует миллионными базами данных. «Человеческий опыт проходит через фильтры и искажается. ИИ более с совершенен. Эта технология отсекает влияние человеческого фактора и позволяет применять квинтэссенцию знаний без искажения личностными данными. Я больше склонен в этом отношении доверять ИИ», — сказал Биджоев. Главврач считает, что нужно больше информировать пациентов о положительном опыте применения ИИ в медицине.    

    К любой новой технологии человек сначала испытывает недоверие, считает и Александр Гусев, поэтому так важнаобратная связь с пользователями и пациентами. «Сейчас настало время сместить акценты на объяснение людям того, как это работает». 

    Непременным условием доверия пациента к медицинским сервисам в здравоохранении, по мнению специалистов, является доверие самого врача к ним. Для этого медиков на местах нужно обучать новым технологиям, преодолевая их сопротивление. «Половинчатого решения нет», — считает главврач из Мурманска.    

    Когда ИИ полностью заменит участкового врача

    Какой бы кощунственной ни казалась мысль о полной замене участкового терапевта ИИ, эксперты сессии вполне допускают такое развитие событий, хотя и расходятся в прогнозах о сроках его наступления.

    Самый быстрый переворот всей поликлинической системы ожидает Константин Биджоев. На замену участкового врача цифровым он отводит порядка 20 лет.«Все будет передано ИИ. Нахождение пациента в поликлинике потеряет смысл, не будет терапевтов, будет, может, один терапевт в федеральном центре, а всем остальным будет управлять ИИ…. Скоро участковые лишатся работы. Терапевтов не будет в ближайшие 20 лет», — считает он, хотя и отмечает, что общество консервативное и будет сопротивляться таким переменам. Кстати, в ответах студентов-медиков на этот вопрос звучали намного более отдаленные перспективы – примерно в 100 лет.

    Александр Гусев считает, чтотехнически ИИ станет заменой врачу, когда сами люди его до этого допустят. А вот для появления сильного ИИ (программирование, способное воспроизвести когнитивные способности мозга человека) эксперт отводит достаточно долгий промежуток, — как минимум, в 50 лет. 

    Более короткий срок, считает руководитель Минздрава Архангельской области Герштанский, нужен для того, чтобы передать ИИ описание диагностических изображений. «Я уверен, что через 5 лет он будет описывать изображения на 50% без участия врача», — сказал региональный министр. В тоже время он сомневается в обоснованности передачи ИИ решений на уровне региона и выше, касающихся всего населения, поскольку при их принятии должна учитываться социальная и политическая составляющая.

    Любопытно, что цифровой участник дискуссии ИИван не смог ответить на вопрос, как скоро нейросеть заменит врача, мотивировав отказ тем, что «не готовился к нему».

    В чем ИИ никогда не заменит врача

    Участники дискуссии были единодушны в том, что все рутинные вопросы нужно передавать системам с ИИ, чтобы разгрузить врача для того, чтобы он мог уделить больше внимания пациенту, сложным и редким случаям заболеваний, которые требует нестандартных подходов или коллегиального принятия решения по тактике лечения пациента.

    Батыр Бердыклычев заострил внимание на том, что ИИ – это инструмент, и он выполняет те функции, которые заложил в него человек, поэтому человек должен сохранить контроль за принятием решений. Представитель ВОЗ считает, что ИИ нельзя доверять решения вопросов жизни и смерти, прекращения лечения или решения о медицинском вмешательстве, морально-этические аспекты. Он подчеркнул, что для исхода лечения очень важна эмпатия, «на сегодняшний день живое общение нельзя заменить».

    ИИван в своем ответе, как показалось, успешно суммировал все высказанные во время дискуссии мнения. «Несмотря на все достижения, и возможности ИИ, остаются те аспекты медицины, которые требуют человеческого участия и эмпатии. Во-первых, это способность к сопереживанию, и эмоциональной поддержке. Врачи не просто лечат людей, они также помогают пациентам справляться с их страхами и тревогами и переживаниями. ИИ может анализировать данные и предлагать решения, но он не может утешить или поддержать человека так, как это делает врач. … Многие врачи, имея за плечами годы практики, могут принять правильное решение, основываясь на своем интуитивном понимании ситуации. Этот навык, основанный на множестве факторов, тонкостей крайне сложно воспроизвести ИИ. … Умение общаться и вести переговоры. Врачи часто работают в сложных условиях, когда нужно найти общий язык с пациентами, их семьями и коллегами. ИИ не обладает гибкостью и креативностью в общении, которые необходимы для построения доверительных отношений», — сказал он. Также ИИван считает, что ИИ не силен в принятии этически сложных решений, для которых недостаточно данных и алгоритмов, а необходимы понимание и человеческая мудрость.  

    Сегодня понятно, что ИИ уже используется в здравоохранении, и работать нужно над тем, чтобы результаты использования были выше и приносили максимум пользы здравоохранению и пациентам. «Самое главное – не навредить. И вот тогда, когда врач будет уверен, что он владеет качественным инструментом, вот тогда это будет на пользу», — резюмировала Ольга Кобякова. 

    Системы с ИИ в российской медицине 

    В Россиив 2019 была утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта (ИИ) на период до 2030 года. Одним из ключевых направлений стратегии было обозначено развитие рынка программных продуктов на основе ИИ для здравоохранения страны. Ученые многих университетов, исследовательских центров, стартапы сейчас работают над созданием медицинских систем с ИИ. В этом направлении создают решения такие российские компании: «Медицинские скрининг-системы», «Айра Лабс», «Платформа Третье Мнение», «СиВижнЛаб», «Интел Диагностик», «Университет Иннополис», «Оксиджен Технолоджиес Рус», «Айрим», «Имвижн», «АртВижн» и «Эирвэй ИИ» и другие. 

    Ранее «ФармМедПром» писал о системах, которые создают для здравоохранения:

    • в Приволжском исследовательском медицинском университете создали мобильное приложение «Про родинки», которое при помощи нейросети анализирует фотографии кожных новообразований;
    • в Донском  техническом университете разработали программу на основе ИИ, которая по снимкам определяет заболевания глаз;
    • в Сеченовском университете программа с ИИ распознает по снимку глазного дна заболевания сердца и сосудов;
    • в Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭИ появилось приложение на основе ИИ, которое определяет дислексию у школьников по движению глаз;
    • В Москве Диагностический центр лабораторных исследований опробует на практике систему лабораторной диагностики с ИИ для распознавания злокачественных изменений в клетках;
    • в Волгоградском государственном медицинском университете созали программу, которая предупреждает врачей о возможных осложнениях в родах;
    • в Москве заключения после флюорографии или рентгенографии органов грудной клетки делает нейросеть;
    • созданная в России система Botkin.AI обнаруживает патологий на изображениях КТ. 

    Как рассказал ранее мэр Москвы Сергей Собянин, программы с ИИ уже могут распознавать свыше 50 заболеваний.

    Текст: Елена Бадьина

    Фото: iStock.com.

    Новости

    читать все
    наверх