Все производители, и отечественные, и иностранные, работают сейчас в стране во имя одной общей цели – не оставить российских пациентов без лекарств. Поэтому предвзятое отношение к «нашим» и «не нашим» только ослабит российскую фарму и без того в непростое время. Таков основной посыл обращения руководителя Ассоциации Российских фармацевтических производителей Виктора Дмитриева.
Обращение АРФП
Участников отрасли и регуляторов призвали не делить фармацевтические компании, обеспечивающие лекарствами россиян, на дружественные и недружественные, в зависимости от того, из каких стран поставляются препараты. Такое обращение главы Ассоциации Российских фармацевтических производителей (АФРП) Виктора Дмитриева опубликовано в пятницу на сайте ассоциации.
«За пять месяцев жизни и работы в условиях санкций Фарма показала не только сплоченность, но и ответственность в решении задач по сохранению ассортиментной и ценовой доступности лекарственных препаратов. Диалог руководства Минздрава и Росздравнадзора с членами Ассоциации европейского бизнеса в очередной раз подтвердил приверженность регулятора и бизнеса решать сложные задачи совместно, определив приоритетной задачей обеспечение доступности лекарств и ставя во главу угла жизнь здоровье пациента»,
— пишет Дмитриев.
При этом, по его словам, есть много примеров предвзятого отношения к иностранным производителям лекарств со стороны не только российских коллег, но и регулирующих органов.
«Когда это происходит из уст “квасных патриотов” — не очень успешных бизнесменов, этому легко найти объяснение: убрать конкурента и заняв монопольное положение, “ловить прибыль в мутной воде”. Хуже, когда к “назначению” своих и чужих прибегают регуляторы, неспособные вести продуктивный разговор с отраслью и преследующие свои личные интересы, прикрываясь ведомственными задачами»,
— говорится в обращении.
По мнению руководителя АРФП, такие попытки должны пресекаться на корню.
Кто остался работать
Напоминаем, что несколько зарубежных фармацевтических компаний, в основном из США и ЕС, объявили о приостановке новых клинических исследований, а также инвестиционной и PR-деятельности в России в начале спецоперации на Украине. Первыми об этом заявили Pfizer и Bayer. Затем аналогичные заявлении повторили еще несколько компаний международной фармы. При этом они пообещали продолжать поставлять россиянам лекарства, поскольку сфера здравоохранения не должна попадать под санкции. Регуляторы в свою очередь пообещали распространить меры государственной поддержки фармотрасли не только на российских производителей, но и на иностранных, которые продолжают работать в стране.
Многие компании открыли в России заводы несколько лет назад и точно так же, как и российские производители, сталкиваются с логистическими сложностями и перебоями в поставке сырья и вспомогательных компонентов для производства. Однако заводы таких предприятий, как «Сервье» (Москва), «Санофи» (Орловская обл.), «Ново Нордиск» (Калужская обл.), «Гедеон Рихтер» (Московская обл.), «Штада» (Калужская и Нижегородская обл.), «Эбботт» (несколько заводов на российских площадках «Верофарм»), «АстраЗенека» (Калужская обл.), «Новартис» (Санкт-Петербург), «Такеда» (Ярославская обл.), продолжают выпускать лекарства для россиян. Другие компании продолжают поставлять препараты из-за рубежа.
И как рассказали представители иностранного фармбизнеса на недавнем совещании с главой Минздрава, они не намерены уходить из России. По их словам, работа по поставке лекарств и медицинских изделий, а также сервисное обслуживание медтехники будет продолжаться.
Кому болезни россиян — просто бизнес
При этом были и единичные случаи, когда пациентов с тяжелыми онкологическими заболеваниями все же лишили необходимых им лекарств и медизделий. Первый пример — это отказ компании Miltenyi Biotec (Германия) расходные материалы для клеточной терапии рака Центру детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева. Альтернативы этим изделиям для передовой методики лечения до сих пор не нашли, и пациентов пришлось перевести на стандартную терапию.
Второй случай – требование американской фармкомпании Bristol-Myers Squibb (BMS) к врачам нескольких онкоцентров, где уже проходят клинические испытания, отдать препараты этой компании, назначенные людям в рамках исследований. Цель – просто уничтожить лекарства, которые могли бы подарить надежду на жизнь пациентам с онкологией из-за того, что компания уходит из РФ и продает свой бизнес. В обоих случаях медицинское и пациентское сообщества назвали это геноцидом, продиктованным политическими соображениями.
«Осознанное отключение от медицины наших пациентов руками медиков и медицинского сообщества, в какой стране они бы не находились, войдет в историю как геноцид и будет осуждено потомками. Для нас это вызов для рождения нового мира, новых условий организации помощи нашим пациентам»,
— сказал про уход Miltenyi Biotec Румянцев, академик РАН Александр Румянцев, возглавляющий НМИЦ имени Д.Рогачева.
Лишение российских пациентов возможности получить лечение по новым показаниям иммуноонкологическим препаратом препарата ниволумаб («Опдиво») осудила президент Ассоциации онкологических пациентов «Здравствуй» Ирина Боровова. По ее словам, политика уничтожения, бесчеловечное лишение больных людей надежды – это геноцид, идущий в разрез с декларируемыми заявлениями компании BMS.
Фото: iStock by Getty Images