Маркетинговая компания AlphaRM провела анализ новинок лекарственных препаратов, которые появились на российском фармрынке за шесть месяцев этого года. Какие компании лидировали в продаже поступивших в оборот лекарств, кто был их основным покупателем, а также какова стоимость новых фармацевтических средств, сообщает «ФВ».
Среди новинок отечественного фармрынка есть противовирусные препараты, антибактериальные, а также лекарственные средства для лечения онкозаболеваний и применяемые в терапии ВИЧ, и одно лекарство против лепроматозной лепры. Большая часть (11 наименований) новинок реализована на розничном рынке, семь препаратов приобретались по госзакупке.
Анализ продаж в рублях показал, что больше всего средств потрачено при проведении госзакупок – 84,2%, на аптечный сегмент пришлось 15,8%. Если сравнивать продажи в натуральном выражении, то ситуация обратная: продажи в розницу новых лекарств составляют 59,8%, госзакупки для целевого назначения — 20,5%, на ЛПУ — 19,5%, по региональной льготе — примерно 0,3% (в связи с высокой ценой ЛС).
Цены на поступившие в оборот новые лекарства стартуют от 112 рублей и достигают 749 000 рублей за упаковку. Самое дорогое средство среди представленных в этом году на российском рынке, — препарат для лечения значительных опухолей (МНН ларотректиниб), производства Bayer, одобрено Минздравом в прошлом году. Средство закупалось для региональных льготников.
Из презентованных в этом году новинок наибольшую долю в объемах продаж в деньгах (48%) составил препарат от AstraZeneca для лечения рака молочной железы (МНН трастузумаб дерукстекан). На втором месте (с 25, 6%) — средство, используемое в терапии ВИЧ ((МНН тенофовир+элсульфавирин+эмтрицитабин), регудостоверение выдано ООО «Элпида», производит «ХимРар». На третьей позиции — противоопухолевый препарат, запущенный на рынок Ф.Хоффманн-Ля Рош Лтд (МНН энтректиниб). На его долю пришлось 11,8%.
Среди появившихся в продаже новинок отмечены лекарственные средства, которые были зарегистрированы раньше как монопрепараты или в сочетании с другими компонентами.
ТОП-5 компаний по продажам впервые представленных в этом году ЛС возглавила AstraZeneca с препаратом от рака молочной железы. В стоимостном объеме за ней — 49,7% новых препаратов за полгода.
Из 15 компаний, попавших в зачет, каждая представила по одной новинке. Из них российская компания «ХимРар» на рынке появилась с новым средством, показанным для лечения ВИЧ (МНН тенофовир+элсульфавирин+эмтрицитабин). В денежном выражении на компанию «ХимРар» пришлось 25,6% доли продаж в рублях. Следующей в рейтинге стала Roche с препаратом для лечения значительных опухолей (МНН энтректиниб).
В натуральных показателях на рынке новинок выделились три компании: «ХимРар», Acino Pharma и «Усолье-сибирский химфармзавод».
В апреле этого года сообщалось, что в 2023 году российские компании планируют провести порядка 14 клинических исследований ЛС и осуществить 6 проектов по созданию медизделий для сердечно-сосудистой хирургии. В 2023 году по части препаратов завершится первая фаза КИ, а по ряду лекарств — исследователи закончат второй этап.