Аналитики рассказывают, какое влияние оказали санкции на продажи иностранных лекарств в РФ за последние полгода.
Вопреки опасениям, иностранный бизнес не захотел терять прибыльный отечественный рынок, говорят аналитики, которых опросил «Деловой Петербург». Продажи зарубежных препаратов в России выросли в десятки раз, даже несмотря на отказ от новых инвестиций, маркетинговой и рекламной деятельности.
Больше всех нарастил динамику швейцарский Roche Holding. По данным аналитической компании RNC Pharma, поставки его препаратов «Перьета» и «Кадсила» против рака груди выросли в 56 раз (в денежном выражении) по состоянию на июнь 2022 г.
В 21 раз увеличились отгрузки иммуномодулятора «Китруда» для лечения меланомы (форма рака кожи). Препарат выпускает американская MSD (также известная как Merck).
В двадцатку лидеров по денежным объемам поставок в Россию вошла и англо-шведская AstraZeneca. Поставки ее препаратов за год увеличились более чем в восемь раз в рублях. Наибольший вклад в прирост внесло лекарство для борьбы с опухолями «Линпарза»: ее стали ввозить в Россию в 28 раз чаще, чем в прошлом году.
Фармпроизводитель из Японии Astellas Pharma обеспечил себе прирост продаж в России в 4,3 раза. Главным фактором здесь стали отгрузки противоопухолевого средства «Кстанди».
На фоне сохранения этих поставок жизненно важных лекарств для лечения рака, единичные случаи, когда в Россию перестали завозить оригинальные препараты ботокса или средство для лечения эректильной дисфункции «Сиалис» не выглядят тревожно, говорят аналитики. Тем более, что у обоих препаратов достаточно российских и зарубежных аналогов.
Аналитики считают, что главным фактором здесь стало отсутствие санкций по отношению к фармацевтическому сектору. Сложности с денежными расчетами и логистикой, как показало время, оказались лишь частичной преградой для бизнеса, которую затем и вовсе сняли для фармацевтической продукции. Сейчас можно с уверенностью сказать, что они оказались большей частью пройдены еще весной, считает директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов.
Однако российские компании тоже не теряют времени зря и могут воспользоваться опустевшей нишей в продвижении лекарственных препаратов (PR-кампании, маркетинг). Гендиректор аналитического агентства DSM Group, Сергей Шуляк полагает, что в 2022 году выплаты западных фармкомпаний российским врачам и и отраслевым ассоциациям упадут где-то на 30%.
Помимо отечественной фармы, российский рынок теперь также становится все более привлекательным для стран Азии, Востока и Латинской Америки. В большей степени это коснется сырья, вспомогательных веществ и расходных материалов, считает Николай Беспалов. Заключенные летом соглашения об открытиях в нашей стране новых производств это только подтверждают.
Поэтому можно сказать, что фармацевтическую отрасль России ждет новый виток развития с соответствующими возможностями для заинтересованных в этом участников.