Цифровая и таможенная безопасность стали одними из основных пунктов повестки недавних мероприятий Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Министры планируют разработать механизмы, регулирующие организацию единого цифрового пространства ЕАЭС, а также осуществлять выборочный таможенный контроль на время переходного периода.
Министр по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Гегам Варданян предложил создать в Евразийском экономическом союзе рабочую группу по вопросам цифровой трансформации на уровне глав профильных ведомств. Ее первоочередной задачей должна стать регуляторика в сфере оборота данных. Предложение было высказано в ходе панельной сессии «Цифровая повестка в Стратегии ЕАЭС до 2025 года», проведенной в рамках цифрового форума «Digital Almaty 2021».
В своем выступлении он отметил, что одним из Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года является формирование цифрового пространства Союза, цифровых инфраструктур и экосистем, а проработка Международного договора об обороте данных в Союзе занимает важное место в цифровой повестке. По словам Гегама Варданяна, «сегодня технологии быстро внедряются, а регулятивная часть подтормаживает. Одно из самых узких мест для развития масштабных проектов в ЕАЭС – вопрос оборота данных».
Министр ЕЭК считает, что необходимо четкое разграничение данных: допустимых для обмена в рамках интеграционных процессов и хранящихся исключительно на стороне государства-члена ЕАЭС. Он также предложил выработать механизмы обеспечения безопасности данных (такие как, обезличивание), способствующие расширению перечня видов информации для обмена, Участники круглого стола выступили в поддержку данной инициативы.
Другим вопросом, поднятым на выездном брифинге Службы центральных коммуникаций ЕЭК, стали таможенные проверки внутри ЕАЭС, имеющего единое таможенное пространство. Министр по таможенному сотрудничеству ЕЭК Олег Панкратов подтвердил, что мобильные группы таможенной службы могут проводить таможенные проверки, и вести постоянный ветеринарный и санитарный контроль на границе России, что не является нарушением договора о ЕЭАС.
«25-ая статья договора об ЕЭАС определяет, что у нас обеспечивается свобода перемещения товаров и Таможенный кодекс также построен на обеспечении этой свободы. Наша единая таможенная территория не предполагает какого-то сплошного таможенного контроля на внутренних границах ЕАЭС. Но при этом 331 статья Таможенного Кодекса дает возможность проводить посттаможенный контроль в случае, если есть подозрения, что товар завезен неправовым способом, либо в отношении товара применялись какие-либо специальные таможенные режимы. Но при этом, этой же статьей подразумевает, что контроль должен быть выборочным и построен на системе управления рисками», — передает его слова издание «Деловой Казахстан».
Он также рассказал о нюансах с едиными тарифами на внешнем периметре единой таможенной территории, которые возникли на практике.
«У большинства стран есть определенные изъятия. Если говорить о Казахстане, то вступление Казахстана в ВТО привело к тому, что у нас очень сильно различаются таможенные тарифы, которые применяются на внешнем контуре. У Казахстана более 3 тысяч изъятий. Есть Бурабайское соглашение, которое определяет порядок взаимодействия между сторонами по исполнению Казахстаном своих обязательств. Казахстан обязуется обеспечить, чтобы эти товары обращались только на внутреннем рынке страны. Сопредельные граничащие страны получили право осуществлять определенный контроль за этими товарами, чтобы они не попадали на их территорию», — отметил Панкратов. Однако эта мера, по его словам, является временной для, так называемого, переходного периода.