Что стоит за повышенным спросом на лекарства и почему поводов для паники нет

    17.03.2022
    Новости
    915

    Спрос на лекарства среди потребителей существенно вырос в начале марта. Этому есть целый ряд объяснений, однако эксперты отрасли считают, что реальных поводов тревожиться и нет. Нужно понимать, что в любом ажиотаже главное не забывать, что и после событий, его вызвавших, жизнь существует.

    Аналитические компании сегодня активно работают над изучением рынка в изменившихся экономических условиях. Например, ведется оперативная статистика по ценам и спросу на лекарственные препараты в розничном сегменте с учетом инфляции.

    Инфляция и рост цен идут врозь

    Выступая на конференции «Фарма 2022: запуск стратегии развития фармацевтической промышленности до 2030 года» генеральный директор DSM Group Сергей Шуляк отметил, что в последние 10 лет повышение цен на лекарства в России не всегда повторяло общую инфляцию. Например, в 2014-2015 годах, когда изменился курс доллара относительно рубля, на лекарственных препаратах это отразилось не резко, а в течение 2-х лет. Были как задержки, так и отыгрыши.

    По наблюдению DSM Group в рознице на начало марта сохранялся достаточно низкий процент инфляции. Это связано в том числе с тем, что у фармы достаточно длинное логистическое плечо (расстояние от места загрузки продукции до получения потребителем). То есть если даже цены повысятся у поставщика, то такой же динамики в аптеках не следует ожидать слишком скоро.

    В настоящее время существует ряд аптек и аптечных организаций, которые, не дожидаясь повышения цен у поставщиков, поменяли ценники на препараты, не входящие в ЖНВЛП. Однако, это происходит далеко не везде.

    Что касается жизненно важных препаратов, то в ближайшее время потребуется выработка актуальных механизмов регулирования цен на них и мер поддержки производителей. Такую работу сейчас ведут все заинтересованные участники рынка, профильные ассоциации, министерства и ведомства.

    Данные по продажам лекарств говорят о том, что за первую неделю марта рост составил +93% в рублях и плюс 53% в упаковках. То есть за 1 неделю спрос увеличился практически в 2 раза.

    Сергей Шуляк сравнил повышенный спрос последних двух недель с динамикой, которая наблюдалась в период пандемии 2020 года. Тогда многие потребители покупали препараты для лечения коронавирусной инфекции на всякий случай, и они до сих пор есть в домашних аптечках. В текущем году фокус сместился в сторону закупки тех ЛС, которые население потребляет в течение длительного времени, в основном при хронических заболеваниях.

    Снижение ажиотажного спроса

    Можно прогнозировать, что созданные сейчас запасы приведут к тому, что по итогам апреля и последующих месяцев в розничном сегменте будет наблюдаться снижение спроса и продаж.

    О причинах ажиотажа в рознице рассказала директор и руководитель практики по работе с компаниями сферы здравоохранения и фармацевтики компании KPMG в России и СНГ Виктория Самсонова. По ее мнению, основной фактор – это поведение покупателей и, вследствие этого, создание искусственного дефицита.

    «Проблема состоит в том, что люди скупают лекарства в аптечном звене. Это происходит от неопределенности, паники и страха, или просто «на всякий случай». Люди стараются делать запас лекарств в большем объеме, чем обычно. Волна дефицита создается аномальным потребительским спросом. Свою роль играет общение в соцсетях, зачастую эмоциональное и иррациональное. Мы видим много неуместных обобщений, исходящих из личного опыта. Например, человек пишет, что не нашел какой-то конкретный нужный ему препарат в аптеке, а все его читатели бегут скупать данное средство везде, где оно есть», — сказала Виктория Самсонова.

    Вместе с тем эксперт отметила, что за последнее время разговаривала с 5-ю фармпроизводителями, которые подтвердили один и тот же тезис – производство и поставки идут согласно запланированным объемам и практически во всех звеньях не наблюдается на данный момент никаких серьезных негативных перемен.

    Больше знаешь — крепче спишь!

    Виктория Самсонова считает, что, если реального дефицита нет, но он создается искусственно за счет поведения потребителей, это может повлечь дальнейшее раскручивание ситуации и дополнительные риски – например, большее повышение цен, чем это было бы в условиях обычного спроса. Регулировать ситуацию эксперт предложила за счет применения уже имеющихся цифровых технологий.

    «На национальном уровне у нас существуют работоспособные механизмы отслеживания данных об аптечных запасах. Такие сведения есть и в системе МДЛП, и у аптечных агрегаторов. Можно донастроить инструментарий таким образом, чтобы данные отображались в реальном времени и были открыты для потребителей. Если у человека появится доступ к информации, которая имеется сейчас у производителей и всех участников цепочки, то это может быть решением. Увидев, сколько и каких упаковок лекарств находится в запасе у аптек, люди смогут принимать более взвешенные решения и поймут, что бояться нечего», — предложила Виктория Самсонова.  

    В ближайшее время нам предстоит увидеть целый ряд регуляторных мер и проектов по поддержке как отечественной фарминдустрии, так и непосредственно пациентов. Сейчас не стоит поддаваться ажиотажу и панике, а информацию лучше искать в проверенных источниках, сравнивать официальные данные и прислушиваться к мнению экспертного сообщества.

    Новости

    читать все
    наверх