Не только производители, но и поставщики лекарств, весной 2022 г. столкнулись с ограничениями и трудностями, которые могли помешать доставить препараты в срок. Что стоит за пресловутыми проблемами с логистикой и как с ними борются представители дистрибьюторского звена российской фармы?
Около 30% лекарств (если считать в упаковках) поступает к нам из-за границы. И хотя практически никто из производителей зарубежных препаратов не отказался обеспечивать ими российских пациентов, сложности с поставками все равно возникли. О них в интервью «Российской газете» рассказали главы нескольких крупных дистрибьюторских компаний.
Первым делом — самолеты
Прежде всего, выросли сроки и стоимость доставки лекарств. Причиной этого отрасль называет закрытие прямого авиасообщения с Евросоюзом. Дело в том, что на самолетах обычно перевозят дорогостоящие лекарства для пациентов с тяжелыми жизнеугрожающими заболеваниями. В новых условиях поставщикам приходится пользоваться более длительными пассажирскими маршрутами через транзитные хабы Стамбула и Дубая. Однако число этих рейсов существенно сократилось, а транзитное время увеличилось. Поэтому цена доставки выросла, как и сроки ожидания препарата.
По словам управляющего директора компании NC Logistic Гарольда Власова, из-за этого особенно сильно выросли расходы на доставку препаратов, чувствительных к температурному режиму. Согласно требованию производителя к соблюдению холодовой цепи при транспортировке, доставлять такие лекарства нужно за 72 часа, а иногда всего за 36.
«В настоящих условиях для доставки таких грузов из Европы приходится выстроить цепь из двух автомаршрутов и двух авиаперелетов. Перезагрузка подготовленных хладоэлементов, как правило, недопустима ввиду отсутствия соответствующих условий, а в последнее время и самих хладоэлементов как таковых. Стоимость такой транспортировки становится неподъемной», — говорит г-н Власов.
О том, как изменилась стоимость поставок лекарств из ЕС, рассказал генеральный директор фармдистрибьютора «Ирвин» Михаил Степанов. По его словам, раньше термочувствительный препарат можно было довезти из Швеции автомобильным транспортом за 2800 евро. Но сейчас такой груз приходится доставлять самолетом уже за 17,5 тысячи евро. Также учитываются требования по температурному режиму в самолете, который может перевозить такие препараты, и ограничения по объемам. Поэтому стоимость лекарств, особенно незарегистрированных, может сильно вырасти, пояснил он.
Как доставка влияет на конечную цену лекарств
Генеральный директор ЦВ «Протек» Дмитрий Погребинский рассказал, что после ухода из России крупных логистических компаний автотранспорта стало значительно меньше. По его словам, предложение сейчас намного меньше спроса. К другим проблемам с автомобильными перевозками добавились отказы страховщиков западных производителей давать страховку для перевозок по Белоруссии, заторы на белорусско-польской границе. Все это опять же увеличивает сроки поставок и конечную стоимость препаратов, говорят дистрибьюторы. Существенно выросла и стоимость морских контейнерных перевозок.
Чтобы не допустить дефицита препаратов, компаниям приходится формировать запасы на полгода. Однако тут есть риск, что их срок годности закончится еще до реализации. К тому же препараты со сроком хранения меньше года не могут участвовать в закупках.
Что можно поменять в долгосрочной перспективе
Поэтому, для сохранения доступности лекарств для пациентов, дистрибьюторы предложили ряд мер. Это в первую очередь льготное кредитование предприятий, которые занимаются производством и поставками лекарств. Также по мнению представителей отрасли, необходима заморозка лизинговых отчислений для валидированных под фармдеятельность транспортных компаний, аналогичная мерам поддержки для ИT-сферы.
Есть свои предложения по этой теме и у представителей бизнеса контейнерных перевозок. Как пишет РБК, владелец крупнейшего контейнерного оператора «Трансконтейнер» Сергей Шишкарев предложил создать «торговую артерию» Восточного полушария — из Юго-Восточной Азии через Индию и Иран в Россию, Центральную Азию, Турцию и Европу. По его мнению, она сможет стать альтернативой международному транспортному коридору Запад — Восток.
Фото: iStock by Getty Images