Именно под таким названием прошла одна из сессий Российского фармацевтического форума «Лекарственная безопасность» в рамках ПМЭФ-2024. Фармацевтическая отрасль России, благодаря успешной реализации стратегии ее развития «Фарма-2020», развивается семимильными шагами – и в плане технологического суверенитета, и в плане научных инноваций, и, самое важное, в качестве и объемах производимой продукции. Доверие конечного потребителя за этими темпами не всегда поспевает. Как же сократить этот разрыв – обсуждали представители фармацевтической индустрии, научных объединений и регуляторов.
Доверие к российской фарме в цифрах
Результаты исследования, проведенного с привлечением 1600 респондентов – конечных потребителей лекарственной продукции (то есть, покупателей и пациентов, а не врачей – прим. ред.) со всей России — представила Генеральный директор Аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева.
На вопрос, доверяют ли они российской фармпродукции, положительно ответили 78% участников исследования. Не доверяют отечественной продукции – всего 15%.
На что обращает внимание потребитель при выборе лекарственного препарата? Оказалось, что на:
- Рекомендации врача – 91%;
- Стоимость – 89%;
- Хорошую переносимость и отсутствие противопоказаний – 87%;
- Быстрое действие препарата – 86%;
- Доказанную эффективность лекарственного средства – 84%.
Данные о стране производства интересуют 58%, а о производителе – 57%, и эти факторы стоят лишь на 11 и 12 месте соответственно.
Денис Четвериков, Президент российской фармацевтической компании «АКРИХИН», также поделился своими данными о доверии потребителей. Согласно опросу, проведенному «Акрихином», 56% потребителей одинаково доверяют российской и зарубежной фарме, 27%, больше доверяют российской продукции, а иностранной — 17% респондентов. По словам бизнесмена, результаты опроса для компании оказались сюрпризом и даже были перепроверены, поскольку очень долгое время россияне отдавали предпочтение именно зарубежным лекарственным средствам. Похоже, ситуация, наконец, меняется. И основная заслуга в этом, считает Денис Четвериков, у госпрограммы «Фарма-2020», целью которой было создание больших, современных и серьезных фармацевтических производств, разработка новых лекарственных средств и технологий и локализация зарубежных препаратов в нашей стране.
Однако, несмотря на впечатляющие цифры, отмечали спикеры, категорически нельзя утверждать, что проблема с доверием полностью решена. Напротив, несмотря на большие успехи отрасли, у каждого, практически, найдется знакомый, который при оказии просит привести «хорошие» лекарства из-за рубежа или отказывается в аптеке от российского препарата с формулировкой «а иностранного ничего нет?».
Так чего же не хватает российским пациентам, чтобы поверить в высокое качестве, безопасность и эффективность отечественных препаратов?
Причины недоверия к российским лекарствам у пациентов
ЭкспертНАФИ считает, что сейчас в стране есть огромный запрос на сильные отечественные бренды, потребители хотят верить и пользоваться российской продукцией, однако сталкиваются с дефицитом информации.
Участвовавшие в опросе на вопрос о том, какая информация им нужна, ответили:
- Качество отечественных лекарств – 72%;
- Передовые научные разработки – 55%;
- Процесс производства – 41%;
- Достижения российских фармкомпаний – 39%;
- Квалификация специалистов в отрасли — 36%.
Виктор Дмитриев, Генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей, председатель общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения считает, что дело в привычках как самих пациентов, так и врачей.
Первые, когда-то получив хронический диагноз, услышали вместе с ним и название препарата для терапии, вероятнее всего, если дело происходило несколько лет назад, зарубежного, и теперь не желают переходить с него на другой (отечественный). А некоторые врачи, говорит Виктор Дмитриев, несмотря на то что правила заполнения рецепта требуют указывать МНН (международное непатентованное название действующего вещества препарата – прим. ред.), а не его торговое название, зачастую пишут все же именно бренд, причем чаще зарубежный. О том, почему так происходит, мы расскажем ниже.
В аптеке, считает эксперт, получив рецепт с указанием МНН, предпочитают продать покупателю более дорогой препарат, которым, как правило, оказывается именно иностранный. Этот замкнутый круг не позволяет пациентам познакомиться с российской продукцией. Соответственно, требуется повысить доверие к российским препаратам и у врачей.
На рынке достаточно много лекарственной продукции, которая исторически зарекомендовала себя как эффективная, говорит Валентина Косенко, исполняющий обязанности генерального директора Научного центра экспертизы средств медицинского применения Министерства здравоохранения Российской Федерации. И многие пациенты не хотят переходить с нее на другие. Особенно это касается старшего поколения. Однако в последнее время, в связи с бурным развитием промышленности и науки, появились новые инновационные препараты. Вклад инновационных лекарственных препаратов в увеличение продолжительности жизни в целом составляет 35%. А при таких заболеваниях, как ВИЧ-инфекция, онкология, кардиология — 75, 50 и 60% соответственно. Вот почему особенно важно формировать доверие к этим новым высокоэффективным лекарственным препаратам, говорит Валентина Косенко.
Недоверие также может быть связано с отсутствием препаратов в свободном доступе, считает Виктор Дмитриев. Это возможно, если лекарство, например, относится к особой категории, которой имеют право торговать только государственные аптеки, о чем далеко не все знают и потому полагают, что нужного препарата вовсе нет в продаже. Соответственно, и здесь речь идет о дефиците нужной информации.
Но главный фактор, определяющий доверие к препарату, это его качество, говорит эксперт. Какой бы полной не была информация о нем, важен только терапевтический эффект. Если он есть – пациент препарату доверяет. Но для этого его нужно опробовать.
Как завоевать доверие?
Вести диалог с пациентом
Важна коммуникация с потребителем, выстраивание доверительных отношений с ним, считает Евгения Шапиро, Генеральный директор ООО «ПСК Фарма». Помимо использования стандартных инструментов вроде рекламы, маркетинга и так далее, необходимо создать платформу, с помощью которой пациенты смогут получать познавательную и обучающую информацию, посещать семинары и мероприятия, благо интернет предоставляет для этого все возможности.
Отдельное внимание в компании уделяют обратной связи, тщательно следят за работой службы фармаконадзора и горячей линии. Необходимо проверять обращения, касающиеся качества продукции, и быстро возвращаться с обратной связью к пациенту, для которого важно не остаться без внимания и получить честный ответ.
Немало обращений связаны с психологическими трудностями перехода на российские препараты. Если связаться с пациентом и открыто ответить на все его вопросы, объяснить все непонятное, уделить нужное внимание, он будет спокоен и сможет с доверием перейти на отечественную продукцию.
Кроме того, обращения пациентов – источник полезной информации и для самого производителя, так как иногда они содержат конструктивные предложения по улучшению, например, девайса или упаковки. Задача компании, говорит Евгения Шапиро, сделать не только качественный, но и удобный в употреблении препарат, который поможет человеку вести привычный образ жизни.
Проводить ликбез для пациентов и врачей
Основой российской фармацевтической индустрии пока что являются дженериковые, то есть воспроизведенные лекарственные препараты, говорит Денис Четвериков. Бытует мнение, что дженерики хуже оригинальных препаратов. На самом деле, без дженериков не может обойтись ни одна система здравоохранения, так как благодаря им можно оптимизировать ее затраты, обеспечить государственную лекарственную безопасность и, в конечном счете, внедрять новые инновационные препараты.
Миф об удручающем качестве дженериков зачастую безосновательно подпитывают сами врачи и публикации в СМИ, обусловленные бОльшей популярностью негативных, нежели позитивных сообщений.
Поддерживает коллегу Марина Рыкова, Директор по стратегическому маркетингу ООО «ГЕРОФАРМ». Если врач уверен в качестве назначаемого препарата, он транслирует эту уверенность и пациенту. А если он в нем не уверен, тогда возникают проблемы, о которых говорил Виктор Дмитриев, связанные с выпиской зарубежных препаратов. Марина Рыкова напоминает, что современные врачи учатся по учебникам, написанным в прошлом веке, отсюда незнание того, что такое биосимиляры, дженерики, которые могли быть еще не в ходу на момент написания учебной литературы. А значит необходимо повышать их уровень грамотности в этом вопросе.
Валентина Косенко считает нужным создавать возможности для плотного общения врачебного сообщества и производителей. Так, Научный центр экспертизы средств медицинского применения и Национальный медицинский исследовательский центр терапии профилактической медицины возродили традицию проведения конгресса «Человек и лекарство», на котором встречаются практикующие врачи не только из Москвы и других крупных городов, но и из небольших сел и производители. Эксперт отмечает, что после сессий о жизненном цикле лекарственного препарата и некоторых препаратов, к организаторам конгресса подходили врачи и говорили, что не представляли себе того большого масштаба работы по разработке, допуску и производству лекарственных средств России.
Активнее освещать возможности современной российский фармотрасли через СМИ призывает Владислав Шестаков, директор ФБУ «Государственный институт лекарственных средств и надлежащих практик». Так, в 2019 году был создан фильм «Таблетка для жизни», который рассказывал о руководителях крупнейших российских фармкомпаний не как о бизнесменах, а как о людях, которые сознательно выбрали свою профессию, чтобы помогать другим. Однако фильм был показан поздно вечером, когда большая часть аудитории, которая, несомненно, им бы заинтересовалась, его уже не видела. СМИ должны работать над популяризацией фармотрасли, привлекать на предприятия молодежь, заодно помогая росту кадрового потенциала, как это случилось в СССР после выхода фильма «Офицеры», вдохновившего тысячи мальчишек стать военными.
Отрасль также должна использовать все возможности, чтобы показывать свои клинические исследования, участвовать во врачебных конгрессах, рассказывать о своей продукции врачебному и пациентскому сообществу. Такой двусторонний формат общения между отраслью и обществом будет способствовать развитию нашей отечественной промышленности
Усиливать экспорт
Такой нетривиальный совет дает Василий Игнатьев, Генеральный директор компании «Р-Фарм». Присутствие российских лекарств в мире скажет само за себя. Сейчас по объему фармацевтического экспорта Россия занимает 33 место. Здесь есть огромный потенциал. «Р-Фарм» вносит активный вклад в развитие экспорта российской фармацевтической продукции, поставляя за рубеж не только воспроизведенные препараты, но и собственные инновационные разработки. Такие инновации меняют имидж российской отрасли не только на международной, но и на отечественной арене. Видя развитие экспортного направления, и потребитель, и медицинское сообщество со временем поймут, что нашим препаратам можно доверять, ими можно лечить, можно использовать российские инновации в широкой клинической практике, считает Василий Игнатьев.
Повышать доступность
Оксана Позднякова, Генеральный директор АО «Нижфарм», считает, что повышает доверие пациента к препарату в том числе уверенность в его доступности. Компания «Нижфарм» взяла курс на локализацию оригинальных социально важных препаратов, что дает много преимуществ российским пациентов, но в первую очередь уверенность в постоянном наличии в аптеках необходимого препарата от диабета или, например, гипертонической болезни. Кроме того, видя, как быстро российская фармацевтическая отрасль справляется с импортозамещением, потребитель будет видеть ее колоссальные возможности и потенциал, а также технологический суверенитет страны.
Бороться за честную конкуренцию
Эксперт от компании «Герофарм» — лидирующего производителя инсулинов в России — рассказала, что после вывода аналоговых инсулинов на рынок, компании пришлось столкнуться с волной недоверия, потому что на рынке в тот момент было представлено большое количество зарубежных производителей, к которым привыкли российские пациенты, и которые, к тому же, сами привыкли к российскому рынку сбыта. В то же время, когда «Герофарм» импортозаместил препарат от диабета, полностью ушедший из России, проблем с доверием не было, так как не было конкурентов.
Большую роль в проблемах с доверием к российской продукции играют «вечно-зеленые» патенты на зарубежные препараты, которые создают у потребителей, а кроме них еще и у врачей, ощущение уникального оригинального препарата, который невозможно заменить.
Открытость и прозрачность
Мало кто знает, чем занимается отечественная фарма и как выглядят современные производства, говорит Марина Рыкова, опираясь на собственный опыт организации экскурсий на производства. За последние несколько лет отечественная фармотрасль совершила гигантский скачок роста, и российские заводы, построенные в последние годы, по уровню оснащения и возможностей не только не отстают, но и превосходят многие европейские производства, возведенные многие десятилетия назад. Необходимо приглашать работников здравоохранения, регуляторов, журналистов, чтобы досконально показать все процессы производства, как это делает сейчас «Герофарм» и некоторые другие фармацевтические компании. Такие экскурсии снимают большинство вопросов к качеству препаратов.
В стратегии «Фарма-2020» не было задач, связанных с повышением доверия к российской продукции, в новой госпрограмме «Фарма-2030» эта тема выделена в отдельный трек. Для того, чтобы достигнуть успехов в этом направлении, необходимо объединить усилия регуляторов, производителей, СМИ, врачебных и пациентских сообществ, услышать все стороны и создать максимально прозрачные и честные условия для информирования пациентов и врачей о новых возможностях российской фармы.
Текст: Александра Комарова