Вопрос будущего медицинского оборудования в России занимает сейчас многие умы. Его использование тесно связано не только с фармацевтической промышленностью, но и с оценкой качества различной продукции, развитием фундаментальной и прикладной науки, то есть со многими отраслями. Насколько импортозависима в этом плане наша страна и каковы пути решения возможного дефицита, обсудили ведущие представители фармацевтической и медицинской отрасли в ходе Всероссийской конференции «Обеспечение потребностей национального здравоохранения. Лето-2022».
Сухие цифры
Сергей Ванин, исполнительный директор Ассоциации международных производителей медицинских изделий IMEDA, считает, что импортозамещение всей номенклатуры медицинской техники, которая насчитывает во всем мире более 500 тысяч наименований, ни одна страна себе позволить не может, поэтому такая цель перед Россией стоять не должна.
По данным Станислава Гольдберга, вице-президента Ассоциации НП «ОПОРА», в России насчитывается 40 тысяч видов различного медицинского оборудования, из него лишь 15% российского производства. Выпуск оставшихся 85% невозможно быстро сделать полностью российским, так как подавляющее большинство производителей импортозависимы – в плане упаковки, комплектующих, реагентики и так далее.
Больше оптимизма
Цифры и данные, приведенные выше, выглядят удручающе, однако не все так плохо. Эксперты считают, что по крайне мере для части оборудования в России имеются хорошие исторически сложившиеся возможности для импортозамещения. Об этом говорили и Юрий Крестинский, директор Института развития общественного здравоохранения и председатель правления ГК «Бионика», и Сергей Ванин, и Александр Семенов, президент фармацевтической компании «Активный Компонент».
По словам последнего, с производственным оборудованием отечественного изготовления дела обстоят достаточно неплохо. При строительстве завода «Активного Компонента» в Пушкине в 2020 году, рассказал Александр Семенов, использовалось именно российское оборудование, и оно, включая реакторы, – «отличного качества».
Также эксперты отметили, что большинство международных производителей заявляют о готовности по-прежнему поставлять в Россию свою технику. Виктор Дмитриев, глава АРФМ, сообщил, что стабильно продолжаются ранее законтрактованные поставки оборудования. Интересно, что в вопросах логистики зарубежным партнерам активно и эффективно помогает российская сторона, располагающая определенными навыками и возможностями, полученными за период ковидной пандемии.
На сегодняшний день случаи отказа от сотрудничества единичны – чаще всего не в силу нежелания продолжать вести совместный бизнес, а из-за технических сложностей с получением денег из России, как это происходит сейчас в некоторых странах. Но и в дружественных странах, например, в Индии и Китае, есть достаточный выбор необходимого качественного оборудования.
Горизонт планирования
И все-таки, поскольку на данном этапе Россия располагает ограниченными возможностями для импортозамещения оборудования для производства лекарств и медтехники, необходимо грамотное планирование на будущее. Эксперты считают, что в случае сложной техники, речь может идти о 5 — 7 и, в ряде случаев, даже 10 годах, поскольку фазе производства должна предшествовать долгосрочная фаза разработки, кроме того, для этого требуются компетентные инженеры с комплексным образованием, включая медицинское, а таких специалистов у нас мало.
Нынешний кризис, по словам Юрия Крестинского, отчасти напоминает кризис продовольствия 2014 года, который заставил российских производителей быстро активизироваться и уменьшить зависимость от импорта. Впрочем, не стоит забывать, что выращивание крупного рогатого скота или производства готовых к употреблению пищевых продуктов — задачи намного более простые, чем разработка сложного медицинского оборудования.
Необходимо, поэтому сконцентрироваться на имеющихся компетенциях, дать им целенаправленную поддержку и постепенно их наращивать, считает Сергей Ванин. А тем временем налаживать деловые отношения с дружественными странами и планировать достаточные финансовые вложения в будущие закупки оборудования у них.
Из области фантастики
Виктор Дмитриев рассказал, что российские эксперты, на случай возможного ухудшения геополитической ситуации, активно собирают опыт зарубежных коллег, в том числе из находящегося много лет под санкциями Ирана. «Поэтому все вопросы будут решены, хотя может быть и не так быстро и не с такими небольшими финансовыми затратами, как хотелось бы. Но то, что страна останется без оборудования – это из области фантастики», — сказал эксперт.
Есть решение и на тот период ожидания, пока страна будет занята собственными разработками, а имеющаяся техника будет постепенно устаревать или выходить из строя. Глава АРФП рассказал, что недавно московский мэр Сергей Собянин выступил с предложением на базе Гормедтехники (многофункциональное государственное учреждение в системе Департамента здравоохранения Москвы, которое много лет занимается комплексной поддержкой медицинского оборудования лечебных учреждений Москвы – прим. ред) создать подразделение, которое будет заниматься обслуживанием и ремонтом оборудования для фармпроизводства. Сейчас к этой работе активно привлекают специалистов, которые освобождаются в компаниях, уходящих или сокращающих свое присутствие на российском рынке.