В России цены на лекарства до 5 раз ниже, чем в других странах ЕАЭС

В 2026 году в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) планируют запустить единый рынок лекарств. Однако сейчас цены на медицинские препараты в странах союза сильно разнятся. Участники Евразийской экономической комиссии обсудили, можно ли их выровнять, пишет «Медагро».
Исследование фармрынка ЕАЭС показало значительные различия в ценах на лекарства, и в их регулировании. Об этом сообщил Максим Ермолович на Евразийском экономическом форуме в Минске. так в Белоруссии регулируются цены на 54 МНН, в Казахстане – на более 6 тыс. торговых наименований, а в России – свыше 800 МНН. Перечни референтных стран также различаются: в Белоруссии их 14; в Казахстане – 11; в России – 12.
Аналитики обнаружили в 65% случаев (по 44 из 68 исследованных препаратов) ценовой диспаритет — разницу между максимальной зарегистрированной ценой производителя и той, по которой лекарство продается в странах ЕАЭС. Некоторые распространенные лекарства различаются в пять-шесть раз. Цена на антибиотики — до 300%.
Ермолович считает, что причина неразберихи в ценах кроется в разных национальных подходах к ценовому регулированию, методиках расчета предельных цен и перечнях референтных стран. В одних странах цена определяется по международным стандартам, в других — практически вручную. «Такие ценовые перекосы – это не просто вызов, это тормоз для конкуренции и удар по кошельку пациентов», – подчеркнул Ермолович.
ЕЭК предложила создать модельный перечень препаратов для единого подхода к ценообразованию и разработать Кодекс добросовестных практик для фармсектора ЕАЭС. Докладчик отметил, что разница в ценах на лекарства обусловлена не только объективными факторами, но и маркетинговыми целями фармкомпаний. Рентабельность фармпроизводителей в ЕАЭС составляет 20%, что значительно выше средней по промышленности.
Заместитель руководителя ФАС России Тимофей Нижегородцев убежден: единые цены во всех странах ЕАЭС — дело сложное. По его мнению, странам ЕАЭС будет невозможно получить цену, как в России, потому что фармкомпании не заинтересованы в регистрации лекарств на небольших рынках. Чем крупнее рынок, тем ниже цены за счет объема закупок.
Еще по теме
- 30.05.2024 Совет ЕЭК оптимизировал правила регистрации и экспертизы лекарств
- 23.05.2024 Единые требования в фарме повысили доступность лекарств в ЕАЭС
- 15.04.2024 Совет ЕЭК устранил дублирующие проверки фармпредприятий в странах ЕАЭС
- 15.02.2023 Обязательную регистрацию медизделий по единым правилам ЕАЭС перенесли на 2026 год
К тому же, существует низкий уровень регистрации новых лекарств в соседних с Россией странах. Фармкомпании не регистрируют препараты, потому выходят на рынок через трансграничную торговлю, например, через Смоленск и Оренбург. По его мнению, экономические или административные рычаги не заставят компании торговать в других странах союза по российским ценам. По его мнению, единый лекарственный рынок пока не сложился, и подходы к ценообразованию в ЕАЭС разные. Нижегородцев считает, что для получения цен, аналогичных российским, странам союза нужно присоединиться к российской регуляторной системе.
В России постоянно отслеживают цены на лекарства в Европе, СНГ и, в случае орфанных препаратов, по всему миру. ФАС, ссылаясь на эти данные, требует от производителей, желающих попасть в госпрограммы, предлагать минимальную цену. По некоторым позициям цены в нашей стране ниже, чем в США, в 10–50 раз.
Нижегородцев отметил, что в рамках БРИКС с Китаем и Индией идут переговоры о возможности сформировать по некоторым классам лекарств общие программы закупок и общие требования.
Фото: lightfieldstudios © 123RF.com