В Госдуму внесли законопроект, освобождающий водителей такси от ответственности за отсутствие тахографа в автомобиле. Это устройство контролирует режим труда и отдыха шофера и не дает ему заснуть за рулем.
Обязанность оборудовать машину тахографом — прибором, помогающим водителю не заснуть за рулем, — может остаться в России только для водителей грузовых атомобилей. А вот наличие устройства «антисон» в такси может так и остаться добровольным. Такую поправку в закон предлагают внести депутаты заксобрания Нижегородской области при поддержке деловых ассоциаций — Российского союза промышленников и предпринимателей, «Деловой России» и «Опоры России», а также Минтранса РФ. Об этом сообщают «Ведомости».
Изначально норму об обязательном оснащении такси тахографами хотели прописать в законопроекте «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в РФ», который правительство предложило на рассмотрении Госдумы в мае 2022 года. По новым же правилам, установка средств контроля работоспособности в легковых такси останется на усмотрении перевозчика.
Авторы поправок отмечают, что нормы труда и отдыха опираются на среднестатистические показатели, не учитывая индивидуальные особенности водителей. Поэтому для снижения риска ДТП предлагается, прежде всего, учитывать эти особенности. Это позволит как увеличить предельное время управления транспортом, так и снизить его относительно установленных норм, считают они.
Опрошенные изданием владельцы таксопарков и другие эксперты говорят, что главная проблема с установкой тахометров в такси — в расходах. Существуют системы на основе искусственного интеллекта, позволяющие контролировать все этапы работы и реагирующие, когда водитель засыпает за рулем. Однако их стоимость вместе с установкой и обслуживанием сроком на три года оценивается в 25 тыс. — 80 тыс. рублей. И далеко не все участники бизнеса готовы закупить их для каждого своего автомобиля.
С 2014 года эта норма стала обязательной для грузовиков массой от 3,5 т, и автобусов, а также микроавтобусов от восьми пассажирских мест. С 2021 года в России вступил в силу приказ Минтранса, согласно которому водители не могут управлять транспортом более 9 часов подряд. В общей сложности проводить за рулем в течение одной календарной недели разрешается не более 56 часов, а за две календарные недели подряд — 90 часов. При этом отдыхать нужно, как минимум, после 4,5 часов непрерывного управления автомобилем. Если подходящего места поблизости нет, закон разрешает прибавить еще один час на поиск места стоянки. Перерыв на отдых должен быть не менее 45 минут, при этом суммарно водителям положено, минимум, 45 часов беспрерывного отдыха в неделю.
Штрафы за отсутствие тахографов или несоблюдение требований к его использованию для водителей (физических лиц) составляют 3-5 тысяч рублей, за нарушение режима труда и отдыха –1,5-2 тысячи рублей.
Индивидуальные предприниматели и владельцы таксопарков, а также грузовых компаний (юридические лица) за выход на линию машины без тахографа должны заплатить 15-25 и 20-50 тысяч рублей соответственно. Аналогичные размеры штрафов предусмотрены за нарушение режима труда и отдыха.
В ноябре 2022 года Конституционный суд РФ постановил не штрафовать водителей за прием лекарств, которые не являются психотропными или наркотическими препаратами. Это правило будет действовать ограниченное время, пока в законе не появятся внятные формулировки, предусматривающие ответственность за прием лекарств, в инструкции которых сказано, что они не рекомендованы при управлении транспортным средством.