Оказалось, что изотопы для производства радионуклидных фармацевтических препаратов, которыми лечат и диагностируют рак, все это время поступали в США из России.
Для многих не секрет, что Россия пока еще зависит от зарубежных поставок тех лекарств и фармацевтических субстанций, которые не производятся у нас в стране. Фармкомпании из США и Европы, несмотря на санкции и остановку клинических исследований и новых инвестиций, продолжают поставлять медикаменты, поскольку лекарственное обеспечение должно быть вне политики. Однако эта «лекарственная зависимость», оказывается, взаимная.
Как стало известно, США тоже находятся в глубокой зависимости от российского фармсырья. Речь идет о более 40 изотопах, из которых изготавливают препараты для радионуклидной терапии и диагностики рака, болезней легких и щитовидной железы. Ими обеспечивает американскую ядерную медицину и ученых российская Госкорпорация Росатом. И других альтернатив у Америки, похоже, нет, говорится в письме, поступившем на днях в Конгресс США от Майкла Гуастелло — исполнительного директора CORAR, сообщает Евразия Daily. CORAR — это ассоциация американских и канадских компаний-производителей и поставщиков радиофармпрепаратов, радиоактивного сырья и медицинских изотопов в США для терапевтической и диагностической ядерной медицины и различных исследований.
Среди изотопов, по которым Америка зависит от России, в письме упомянуты:
- Молибден-99 — цепочка его поставок существенно зависит от высокообогащенного урана U-235 от Росатома;
- Иттербий-176 — используется для производства Лютеция -177 (Lu-177), которым лечат злокачественные опухоли;
- Цинк-68 — для меди-67 (Cu-67) — диагностика и лечение рака;
- Палладий-103 — для лечения онкозаболеваний;
- Ксенон-133 — для диагностики болезней легких;
- Йод-131 — для лечения щитовидной железы;
- Гадолиний-153 (Gd-153);
- Кобальт-57 (Co-57).
Последние два препарата нужны для калибровки устройств, чтобы точно отмерять медицинские изотопы. И Россия — единственный поставщик Гадолиния-153 в США и основной — для Кобальта-57. Кроме того, зависимость Соединенных Штатов от продукции ГК «Росатом» есть не только в медицине, но и в нефтегазовом секторе, отмечает Майкл Гуастелло.
«К сожалению, текущее производство обогащенных стабильных изотопов и радиоактивных изотопов в США недостаточно для удовлетворения внутреннего спроса и отражает зависимость от России по указанным изотопам»,
— говорится в письме.
Предложенных Ассоциацией мер по преодолению ядерной зависимости от России может оказаться недостаточно, предупреждает автор и рекомендует привлечь к решению проблемы американское Минобороны с его программой изотопов.
Что касается планов самой Госкорпорации, то Росатом в ближайшее время будет усиливать сотрудничество с Минздравом России. Уже намечены планы по созданию радиофармпрепаратов и специализированного оборудования, сообщает пресс-служба Росатома. Их обсудили на встрече в НИИЭФА (входит в ГК «Росатом») министр здравоохранения России Михаил Мурашко и генеральный директор Росатома Алексей Лихачев. В ходе рабочего визита главе Минздрава представили образец нового российского гамма-томографа. С его помощью можно будет проводить высокоточную диагностику в области онкологии, кардиологии, неврологии, остеологии, заболеваний головного мозга.
Фото: rosatom.ru