Зарубежный препарат ревлимид производства ушедшей из России BMS больше не будет участвовать в госзакупках, пишет «Коммерсантъ». Его планируют заменить отечественным лекарством с тем же действующим веществом. Аналогичная судьба ждет еще несколько онкопрепаратов, у которых в течение ближайших лет заканчивается патентная защита.
Препарат Ревлимид американской Bristol-Myers Squibb не был представлен на торгах по госзакупкам, которые состоялись в середине мая. 19 мая компания объявила о своем уходе с российского рынка с передачей бизнеса партнеру Swixx Biopharma. По информации «Коммерсантъ», вместо него закупили российские дженерики – воспроизведенные препараты с тем же действующим веществом под названием леналидомид. Производителями этих лекарств являются «Фарм-Синтез» с производственной площадкой в городе Боровск Калужской̆ области, «Нанофарма девелопмент» (лабораторно-производственный комплекс расположен в Казани) и «Промомед», чье производственное предприятие «Биохимик» располагается в Саранске (Мордовия).
Со ссылкой на Минздрав газета сообщает, что в мае эти аукционы прошли с расчетом 2023–2024 годы и частично на 2022-й. Цена контрактов была снижена по сравнению с предыдущими аукционами, поскольку в них участвовали воспроизведенные российские препараты. Это стало возможным благодаря окончанию срока действия патента на оригинальный леналидомид в июле 2022 года. При этом владелец патента продолжает поставлять препарат в Россию и планирует продолжать делать это в соответствии со спросом, пишет издание.
На данный момент дженерики леналидомида в России зарегистрировали уже 11 компаний. Минздрав закупает его по госпрограмме 14 высокозатратных нозологий для лечения множественной миеломы.
Эксперт фармрынка Николай Беспалов из RNC Pharma считает, что это объясняется сравнительной легкостью производства леналидомида. Такое производство выгодно компаниям, но это уже относительно «старый» препарат, поэтому велика вероятность сокращения объема его закупок в долгосрочной перспективе, считает он. Кроме того в программу 14 ВЗН для лечения множественной миеломы вошли другие препараты — даратумумаб от Johnson & Johnson с 2020 года, а также помалидомид от Celgene и иксазомиб от Takeda с 2022-го.
При этом данное лекарство – не единственный онкопрепарат, который вскоре могут заменить российские аналоги. Эксперт также упомянул Сунитиниб от Pfizer (международное непатентованное наименование сутента) для лечения опухолей желудочно-кишечного тракта, почечно-клеточного рака и нейроэндокринных опухолей поджелудочной железы. Его патент закончится в августе 2022 года. Сейчас свой дженерик этого препарата уже продает компания «Натива» (по этому поводу идут судебные разбирательства с «Пфайзером»). Кроме того, на рынок готовится выйти аналог Сунитиниба от «Озон Фарм».
В 2023 году истечет патентная защита лекарства от острого лимфобластного лейкоза дазатиниб, который под торговым названием «Спрайсел» выпускает BMS. Замену ему будут готовы предложить «Р-Фарм», «Аксельфарм» и «Амедарт». Однако эксперт говорит, что себестоимость производства этих препаратов выше из-за более сложных молекул, поэтому ощутимой разницы в цене, как с леналидомидом уже не будет.
Фото: iStock by Getty Images