Минпромторг ускорил принятие механизма «второй лишний» на госзакупках

29.06.2022
Новости
1480

В новой редакции постановления инициативу планируется распространить на весь перечень стратегически значимых лекарственных средств, правило начнет действовать с сентября 2024 года.

Согласно идее ведомства, компания из России или ЕАЭС с полным циклом производства автоматически побеждает на госзакупках, если у остальных участников полного цикла нет. При наличии нескольких компаний работает механизм стандартного аукциона с самой низкой ценой, при полном отсутствии таких игроков – привычный «третий лишний».

Изначально проект «второго лишнего» был предоставлен в конце прошлого года. Опробовать механизм предлагалось на 15 препаратах из перечня СЗЛС, в котором на данный момент их 215. Лекарства отбирались по следующим критериям: их производство уже ведется по полному циклу в странах ЕАЭС, они предназначены для лечения социально значимых заболеваний, которые приводят к инвалидизации и преждевременной смерти, доля лекарства в рыночных продажах выше 50%.

В результате в пилот вошли семь препаратов для терапии ВИЧ, четыре для онкотерапии, по паре для пациентов с диабетом и туберкулезом. Инициатива широко обсуждалась в профессиональных круга и пациентских сообществах. В адрес премьер-министра Михаила Мишустина даже отправляли письма с предупреждениями о потенциальном дефиците препаратов на рынке из-за ограничения конкуренции и монополизации производства.

При этом часть профессионального сообщества проект поддержала. Например, Ассоциация фармацевтических производителей Евразийского экономического союза комментировала инициативу позитивно, т.к. это дополнительно мотивировало производителей развивать производства по полному циклу и инвестировать в выпуск фармсубстанций, что в целом совпадало с мотивацией Минпромторга.

На данный момент проект проходит процедуру согласования, но возможность для производителей адаптироваться под новые условия в него заложена. У фармкомпаний есть чуть менее двух лет для налаживания производства по полному циклу. Для тех препаратов, которые в будущем будут включаться в СЗЛС, также предусмотрен переходный период в 2 года с момента включения препаратов в список.

Скорее всего, как минимум попытаются успеть все игроки на рынке. Во-первых, 215 препаратов — достаточно объемный список, чтобы отказываться от них. Во-вторых, по данным DSM Group, за прошлый год на госзакупки препаратов ушло 840 млрд рублей. Для сравнения, суммарный объем коммерческого сектора составил 1166 млрд. Рынок гостендеров достаточно стабилен, в отличии от фармритейла, поэтому поставки туда сохраняют свою выгоду, особенно учитывая меры по индексации цен.

Так что «монополизации» производства ждать не стоит, учитывая, что в России есть сразу несколько крупных игроков, которые уже имеют свое производство по полному циклу или могут его организовать за два года. Отказываться от выгодного и стабильного госсектора они точно не станут.

Новости

читать все
наверх