Нанесение цифрового кода маркировки на биологически активные добавки, медицинские изделия, дезинфицирующие средства и инвалидные кресла позволит защитить пользователей от некачественных и контрафактных изделий.
Зачем нужна маркировка
В дополнение к уже действующей в России обязательной маркировке лекарств, с осени ее начнут наносить на БАД и на медицинские изделия, а также на кресла-коляски и антисептики. Соответствующие постановления правительства размещены на официальном портале правовой информации.
По словам Реваза Юсупова, заместителя генерального директора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) – оператора национальной системы маркировки «Честный знак», маркировка этих товарных категорий выгодна и производителям, и потребителям, и государству.
«Оперативное внедрение маркировки позволит максимально быстро начать очищать рынки от контрафакта и фальсификата, защитит граждан нашей страны от небезопасной продукции. Государству маркировка таких товаров даст дополнительные возможности управления. Легальный бизнес же сможет нарастить выручку и прибыль за счет увеличения объемов продаж после ухода с рынка подделок и контрафакта»,
— цитирует его ТАСС.
Когда маркировка станет обязательной
В ЦРПТ также пояснили, что обязательной маркировка этих видов продукции станет постепенно. В частности, производителей кресел-колясок, БАД, медизделий и дезинфицирующих средств обяжут наносить ее с 1 октября. Как уже упоминалось, 1 сентября 2023 года станет днем, когда изготовители такой продукции должны будут начать регистрироваться в информационной системе маркировки, чтобы иметь возможность передавать в нее данные.
Как уточнила заместитель министра промышленности и торговли России Екатерина Приезжева,все технологии для нанесения маркировки в новых категориях были многократно протестированы в ходе экспериментов или в ходе работы с другими товарными группами.
«Оборудования и необходимых расходных материалов на рынке также достаточно на все товарные группы»,
— подчеркнула она.
Медицинские изделия
В пресс-службе Минпромторга уточнили, что маркировка медизделий уже проходит в пробном режиме – с 15 февраля 2022 года до 31 августа 2023 года. За это время в эксперименте приняли участие свыше 4,3 тыс. компаний, из них — 116 производителей.
«В ходе эксперимента нанесено почти 11 тысяч кодов маркировки, выпущено – 5,6 млн кодов, описано 868 карточек товаров»,
— сообщили в министерстве.
Ожидается, что нанесение специального кода маркировки поможет не только освободить рынок от фальсификата, но и будет способствовать контролю за распределением медизделий за счет бюджетных средств в больницы и для льготных категорий граждан.
Биологически активные добавки
Эксперимент по маркировке БАД к пище прошел с 1 мая 2021 г. по 28 февраля 2023 г., за это время в системе зарегистрировалось примерно 5 тыс. участников оборота, из них свыше 300 производителей.
«Введение маркировки позволит идентифицировать продукцию в качестве биологически активной добавки к пище, вести достоверную статистику об обороте БАД на территории Российской Федерации, а также эффективно противодействовать их незаконному обороту»,
— подчеркнули в Минпромторге.
Кресла-коляски
Данную продукцию начали маркировать в экспериментальном режиме с 1 сентября 2019 года по 1 июня 2021 года. Участие в нем приняли более 1,7 тыс. организаций. Кресла-коляски считаются социально значимой продукцией и требуют повышенного контроля и внимания по стороны государства. Это позволит проследить соответствие их производства и оборота всем установленным требованиями к качеству и безопасности.
Антисептические средства
Для этой категории также важно сократить нелегальный оборот, что позволит сделать маркировка. В проведенном ранее эксперименте участвовали около 8 тыс. компаний, включая 152 производителей антисептиков. Тестирование прошли все распространенные виды упаковок: флаконы от 10 миллилитров до 1 литра, бутылки, канистры, тубы, коробки и флоу-паки (герметичные трехшовные пакеты используемые, в частности, для фасовки влажных салфеток), рассказали в Минпромторге. За время пилотного проекта удалось протестировать прослеживаемость полных цепочек движения товаров вплоть до продаж на кассах. Также была отработана передача информации об их движении с использованием средств электронного документооборота.