Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России признала незаконной рекламу лекарственного средства «Гинкоум» и требует уплаты штрафа в размере 300 тысяч рублей. «Эвалар» не согласен и планирует обжаловать штраф в суде.
Компания «Эвалар» – российский производитель, наиболее известный своими БАДами растительного происхождения. Однако в ассортименте «Эвалара» есть также натуральная косметика и лекарственные средства. Среди последних – сосудорасширяющий препарат «Гинкоум», реклама которого уже дважды оказывалась в фокусе внимания ФАС.
На этот раз речь идет о рекламном ролике, созданном на волне борьбы с ковидом. В ролике было заявлено, что препарат «Гинкоум» защищает от тромбов и улучшает память, и таким образом может помочь в борьбе с ковидными последствиями.
В чем же антимонопольная служба усмотрела нарушения?
Реклама лекарств в России имеет длинный список ограничений. В частности, нельзя показывать в рекламе «довольных потребителей лекарства», нельзя завлекать здоровых и несовершеннолетних потребителей, также нельзя гарантировать эффект от применения препаратов и т. д.
Именно последний пункт был нарушен «Эваларом». Дело в том, что под гарантией понимаются не только прямые заверения в стопроцентном эффекте, но и фразы со словами «вылечит», «поможет» «избавит», а также «устраняет», «улучшает» и т. п. Данные маркеры культивируют ложное чувство уверенности в решении проблем со здоровьем при самолечении и таким образом вводят людей в заблуждение. Поэтому сообщение о том, что препарат «защищает от тромбов и улучшает память» в рекламе недопустимо.
В 2019 году ФАС уже пыталась оштрафовать «Эвалар» на 200 тысяч рублей за аналогичное нарушение закона в контекстной рекламе лекарства «Гинкоум» – тогда потребителям препарата было обещано «устранение головной боли, головокружения и шума в ушах». Однако юристы компании выиграли апелляцию и штраф был отменен.
На этот раз антимонопольная служба требует от фирмы «Эвалар» уплаты штрафа в размере 300 тысяч рублей, однако по словам представителя компании, штраф снова будет оспорен. В рамках апелляции компания собирается привести довод о том, что все нарушения были оперативно устранены, а также сослаться на свою многолетнюю историю и безупречную репутацию. «Эвалар» имеет множество наград, а также активно участвует в социальных проектах и импортозамещении.