В 2022 году российская фармкомпания сможет выпускать воспроизведенный препарат ремдесивир, как и в 2021, по механизму принудительного лицензирования. Такая мера связана с угрозой здоровью и жизни граждан РФ, вызванной распространением опасного заболевания.
Разрешение на производство воспроизведенного ремдесивира без согласия патентообладателя продлено по решению Правительства РФ, пишет ТАСС. Такая мера предусмотрена статьей 1360 Гражданского кодекса РФ, говорится в распоряжении, опубликованном сегодня на официальном интернет-портале правовой информации. Из нее следует, что принудительное лицензирование может применяться в случае крайней необходимости, требующей охраны жизни и здоровья граждан страны.
Права на оригинальный препарат (его торговое название «Веклури»)принадлежат американской компании Gilead Sciences. Ремдесивир признали эффективным лекарством от коронавируса еще в 2020 году. Тогда же российский «Фармасинтез» обратился к производителю из США за лицензией на выпуск дженерика в России, но получил отказ. В связи с чем, Правительство РФ решило выдать принудительную лицензию на этот препарат отечественной компании, впервые – на 2021 год. Стоит добавить, что сегодня это лекарство включено в рекомендации Минздрава для лечения больных коронавирусом, особенно при госпитализации из-за риска осложнений.
Разрешения продлят на 2022 год с соблюдением ряда условий, как и год назад. Во-первых, Минздрав в срок до 31 января будущего года уведомит Gilead Sciences об использовании его изобретений без согласия. Минпромторг должен будет проследить за выплатой «Фармасинтезом» компенсации в связи с упущенной выгодой и нарушением патентных прав (в текущем году ее оценили в 5 млн руб.). Минэкономразвития, в свою очередь, уведомит о распоряжении Правительства Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Стоит упомянуть, что Gilead Sciences пытался отменить это решение в Верховном суде РФ в апреле этого года, но получил отказ. Дженерик ремдесивира в России выпускается под торговым названием «Ремдеформ», и его применение разрешено только в условиях больниц, препарат нельзя встретить в свободной продаже.
Также в этом году Россия приняла закон о принудительной выдаче лицензий на препараты для экспорта в третьи страны, где есть угроза распространения опасных заболеваний.
Фото: iStock by Getty Images