«Антикоронавирусные» средства пропали из аптек

    09.11.2020
    Новости
    934

    К концу осени люди принялись раскупать лекарства, которые ассоциируются с лечением новой коронавирусной инфекции. Так, огромный спрос возник на арбидол, дексаметазон, азитромицин, левофлоксацин, лопинавир+ритонавир и гидроксихлорохин – и теперь во многих аптеках их просто нет. Большая часть лекарств уходит в больницы и поликлиники, а те, что остаются, моментально раскупает население, но не для лечения болезней, а для того, чтобы они просто были в домашних аптечках.

    Азитромицин сегодня есть только в 20% аптек, включая и интернет-аптеки, гидроксихлорохин в наличии мало где, а левофлоксацин исчез из всех аптечных сетей. Представители этих сетей уверяют, что он, как и остальные «антиковидные» средства сразу отправляется в медицинские учреждения. Росздравнадзор на это уточняет, что сегодня в обороте находится около миллиона упаковок левофлоксацина в таблетках, два миллиона пачек с раствором для инфузий. Эксперты, ссылаясь на то, что этот препарат официально рекомендован Минздравом как средство от COVID-19, рассказывают, что нехватка лекарства связана с повышенным спросом. Сергей Шуляк, генеральный директор маркетингового агентства DSM Group, поясняет, что ни производители, ни продавцы к ажиотажному спросу на такие лекарства готовы не были. Спрос на левофлоксацин как у населения, так и в больницах поднялся на 50%. Такой заболеваемости, соответствующей этому спросу, сегодня в нашей стране нет, уверяет специалист. Препараты покупают «на всякий пожарный случай», изучая рекомендации для болезней, которых у них нет, поскольку видят своими глазами кризис с лекарствами в аптеках.

    Нодар Солярик, директор по развитию сети аптек A.v.e Group подтверждает дефицит большинства антибиотиков в аптеках. «Дефицит большой. Львиная доля левофлоксацина, а также ципрофлоксацина как от производителя, так и от дистрибьюторов, идет в ЛПУ, на аптеки остается менее 10%». С ним соглашается Виктория Преснякова, исполнительный директор Ассоциации независимых аптек и глава Альянса фармацевтических ассоциаций: «Проблема эта не только с левофлоксацином, но и со всеми антибиотиками. Левофлоксацин в стойкой дефектуре. Спрос на антибиотики вырос. Назначают их много. Насколько я знаю, в госпитальном сегменте левофлоксацин присутствует. Наверное, прежде всего закрывают [препаратами] госпитальный сегмент, а в коммерческом — да, есть такая ситуация. Возможно, производители препаратов не были готовы к такому всплеску спроса на антибиотики».

    Раскупают не только антибиотики. С прилавков стремительно разбирают и противовирусные, и иммуномоделирующие лекарства. Например, как сообщает аналитическая компания DSM Group, продажи противовирусного индийского лекарства «Лопинавир+Ритонавир», который назначали COVID-больным во многих странах в самом начале пандемии, за год выросли примерно на 3000%. Это несмотря на то, что весной эффективность препарата поставили под сомнение, а летом даже российский Минздрав исключил его из своих рекомендаций.

    Пока что фармпроизводители наращивают производство стремительно разбираемых лекарств, например, азитромицина. Сергей Шуляк говорит: «Не по всем препаратам, конечно, такое возможно, потому что для того, чтобы производить его, нужна субстанция, нужны компоненты, из которых он делается, и не всегда это все есть в том количестве, чтобы взять и в одночасье просто увеличить выпуск этих препаратов». Виктория Преснякова надеется, что раз на прилавках начал появляться азитромицин, то постепенно появится и левофлоксацин.

    Кризис со временем исчезнет, когда снизится сезонная заболеваемость, а главное – наладится работа мониторинга маркированных лекарственных средств, и медикаменты смогут покинуть поставщиков и дистрибуторов, и появятся на аптечных прилавках. Однако для этого должно пройти время.

    Новости

    читать все
    наверх