Еще до возникновения пандемии новой коронавирусной инфекции многие страны мира столкнулись с cерьезным дефицитом лекарств. Об этом рассказал аналитик политики в области здравоохранения Отдела здравоохранения ОЭСР Гийом Дедэ на V Всероссийской GMP-конференции.
Отдел здравоохранения Организации экономического сотрудничества и развития недавно провел анализ нехватки лекарственных средств в 14 странах ОЭСР, чтобы оценить масштабы проблемы. В результате исследования ведомство получило следующую картину: в течение последних трех лет дефицит лекарственных средств вырос на 62%. «В основном речь идет о нескольких фармакотерапевтических областях: это препараты для нервной и сердечно-сосудистой систем, а также противовоспалительные лекарства. Проблему можно назвать системной, поскольку в более, чем в 2/3 случаев, недостаток наблюдается одновременно в нескольких странах», — уточнил Гийом Дедэ.
Провести подробный анализ было непросто: несмотря на то, что все страны ОЭСР пользуются программами формирования отчетов о недостатке лекарственных средств, эти программы сильно отличаются и несовместимы между собой.
«Мы постарались проанализировать возможные причины нехватки лекарственных средств и обнаружили, что в большинстве случаев согласно полученному отчету основной причиной становятся проблемы в секторе производства, в том числе, вопросы, связанные с надлежащими производственными практиками. Также обнаружено, что много проблем связано с экономическими стимулами. В некоторых странах рынок недостаточно выгоден, чтобы инвестировать средства в разработку и выпуск лекарств и поддерживать на этом рынке производственные мощности. Все это касается ценообразования лекарственных средств», — поделился эксперт.
Другой аспект, который сыграл огромную роль в контексте пандемического кризиса, – это интернационализация производственно-сбытовой цепочки. С одной стороны, это удобно, но с другой стороны, такая организация фармотрасли влечет за собой риски. Аналитик поясняет: «Последние 25 лет мы наблюдаем серьезную концентрацию производственных площадок фармацевтических субстанций и препаратов в определенных регионах. Если в месте сосредоточения производства происходит какая-то проблема – международный кризис или война, это сразу повлияет на мировую производственно-сбытовую цепочку лекарственных средств».
Кризис, вызванный мировой эпидемией коронавируса, безусловно повлиял на поставки и дефицит лекарственных препаратов. «Мы наблюдаем значительное повышение спроса на лекарства, в основном касающиеся COVID-19, — рассказал Гийом Дедэ. — Поскольку для самой болезни разработанной терапии не существует, речь идет о лечении симптомов. Мы видели значительное увеличение спроса на анальгетики, антибиотики и прочие лекарственные препараты в странах ОЭСР».
Интересно, что и коммерческий, и государственный сектор стран ОЭСР достаточно хорошо справились с этой проблемой. Государство организовало распределение лекарств на национальном уровне, а коммерческие компании в ответ нарастили производство. Однако многие фармпроизводители столкнулись с проблемой обращения продукции на рынке: «Даже если говорить только об одном рынке, например, о рынке Евросоюза, то мы видим, что здесь были введены торговые ограничения, чтобы препараты не вывозили за границу. Теперь мы знаем, что пандемия приводит к подобным мерам. В некоторых регионах, где сконцентрировано производство лекарственных препаратов, был введен режим самоизоляции, однако эта ситуация к дефициту препаратов не привела», — поделился специалист.
Основные уроки пандемии
Гийом Дедэ считает, что в случае возникновения дефицита лекарственных препаратов все страны должны действовать сообща и с помощью международных организаций принимать решения на глобальном уровне. Государства должны принять ряд мер и, в первую очередь, на международном уровне обеспечить гармонизацию формирования отчетов по нехватке лекарственных средств. Кроме того, уверен аналитик, нужно создавать подходящие условия для фармацевтического рынка, чтобы избежать дефицита лекарств в будущем.
Отчет Отдела здравоохранения ОЭСР будет опубликован в ближайшее время.