Говоря об иммунизации, трудно избежать упоминания о победе над оспой и чумой. Ведь список спасительных средств, более 200 лет назад защитивших мир от губительных эпидемий, возглавили именно вакцины от этих заболеваний. Но и сейчас роль прививок в борьбе с болезнями ничуть не меньше, тем более, что мы часто слышим об угрозе новых заболеваний или мутировавших вирусах. Исследователи продолжают создавать инновационные препараты, которые вскоре заменят известные или совершат прорыв в борьбе с инфекциями.
Какие инновационные средства разрабатывают российские ученые и почему изменился подход к созданию вакцин? Что требуется сделать, чтобы не допустить новой пандемии, — об этом рассказал академик, Александр Гинцбург, директор НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи, выступая, в том числе, на прошедшем недавно в Москве форуме «Здоровое общество».
Создание инноваций в вакцинологии идет по двум направлениям
По мнению академика Александра Гинзбурга, именно вакцинация является движущей силой профилактики инфекционных заболеваний, потому что охватывает все слои населения, к тому же этот способ экономически более выгоден.
Руководитель Центра Гамалеи выделил два направления, по которым движутся инновации:
- Одно из них включает расширение списка тех возбудителей, против которых создаются вакцины, а также модификацию и улучшение существующих вакцин, которые входят в Национальный календарь профилактических прививок (такое понятие в российской медицине появилось в 1958 году, когда был установлен перечень обязательных для населения прививок и периодичность их получения) и календарь по эпидемиологическим показаниям (когда вакцинируют определенные группы людей или население в очагах инфекционных заболеваний).
- Появление другого направления обусловлено недавней пандемией коронавируса. Оно объединяет в себе меры, которые надо предпринять, чтобы не повторился ужас пандемии, когда человечество меньше чем за 3 года потеряло свыше 7 млн жизней. Поэтому усилия ученых направлены на создание вакцин, которые смогли бы противостоять пока неизвестному заболеванию Х.
Что такое «заболевание Х»?
Термином «болезнь Х» в 2018 году мировая общественность обозначила неведомое пока заболевание, эпидемия которого может разразиться, подобно внезапно нагрянувшему коронавирусу. По прогнозам зарубежных специалистов, по смертности «болезнь Х» в 20 раз превзойдет ковидную пандемию.
Последний всплеск интереса к этой теме возник, когда обсуждение подготовки к неизвестной пандемии вошло в повестку Всемирного экономического форума в Давосе в январе 2024 года. Тогда собравшиеся не назвали возможного врага. «Есть неведомые нам вещи. И они могут произойти. Речь лишь о том, когда это случится, а не если», — таким образом высказался глава ВОЗ.
Российский вирусолог Александр Семенов, директор ФБУН ФНИИ «Виром», ранее отмечал, что с наибольшей вероятностью можно ожидать появления вирусов, распространяемых воздушно-капельным путем, — гриппа или коронавируса. Другие специалисты допускают, что новую болезнь могут вызвать мутации вирусов или переход вируса, характерного для животных, на человека.
В России, по словам главы Роспотребнадзора Анны Поповой, к предстоящим эпидемиологическим вызовам готовятся заранее, совершенствуя собственную эпидемиологическую школу и реализуя программу «Санитарный щит». Эта система создается в стране с 2021 года для предотвращения распространения возбудителей инфекций и обеспечения защиты людей. Говоря о программе, Президент России Владимир Путин подчеркнул, что «главная цель — уберечь граждан России от возможных в будущем биологических угроз».
Новый вызов вирусологам — оспа обезьян
В августе 2024 года ВОЗ объявила чрезвычайную ситуацию в связи с распространением оспы обезьян (mpox) — особо опасного вирусного заболевания, передающегося от животных человеку. Разновидность вируса, обнаруженная в Африке в 2022 году, признана более опасной за счет изменения путей передачи. С 2022 года выявлено 99176 заболевших, 208 случаев закончились смертью пациентов. В России в 2024 году известно о 2 двух заболевших туристов из Китая. По информации Роспотребнадзора от 15 августа, на территории страны нет риска распространения оспы обезьян, поскольку специалисты контролируют все пункты пропуска, выявляя людей с признаками инфекционных заболеваний.
На днях о разработке российского средства для предупреждения оспы обезьян рассказал Александр Гинцбург. Он заявил, что в Центре Гамалеи практически завершена научно-исследовательская работа, предстоят доклинические испытания нового препарата для вакцинации от этой особо опасной инфекции, которые разработчики планируют осуществить за 6-7 месяцев. «Мы ждем, что „клинику“ профинансируют, так как это большие деньги, мы сами этого не можем сделать», – уточнил ученый. Вакцинация от обезьяньей оспы не должна быть массовой, в ней нуждаются больной и те, кто с ним контактировал.
Также Гинцбург в интервью ТАСС рассказал, что новая вакцина будет защищать от всего спектра штаммов оспы, включая черную, и, возможно, даст пожизненный иммунитет.
С помощью чего ученые планируют избавить людей от туберкулеза
На примере хорошо известной всем вакцины БЦЖ для защиты от туберкулеза, которая используется в мире более 100 лет, академик Гинзбург пояснил, как модифицируют вакцины в Центре Гамалеи.
БЦЖ защищает детей от тяжелых форм туберкулеза, при этом не предотвращает заражение, поэтому ученые решали задачу по созданию бустерной вакцины (для ревакцинации), защищающей от заражения туберкулезом. Новая вакцина ГамТБвак, по словам Гинцбурга, может появиться в России в середине 2025 года. Сейчас завершается третья стадия клинических исследований нового препарата.
В испытаниях, проведенных в более чем 50 медицинских центрах, участвовало свыше 2 тыс. пациентов. «Если все пойдет по плану, то к середине 2025 года Россия будет иметь свою бустерную вакцину, которая будет защищать людей от инфицирования», — сказал академик. Он также добавил, что планируется разработка вакцины, предотвращающей латентные формы туберкулеза. «Тогда человечество будет обеспечено полным набором вакцинных препаратов, которые могут изменить эпидемиологию этого заболевания, если они будут массово применяться. И человечество сможет избавиться от своего вечного спутника — туберкулеза», — выразил надежду Гинцбург.
Как фундаментальная наука помогает создавать вакцину от ротавирусной инфекции
Актуальной проблемой для России остается ротавирусная инфекция. В 2021 году ее распространенность составила 50 случаев на 100 тысяч населения, а в 2022 году этот показатель вырос до 62 случаев. За 2023 год экономический ущерб от этой инфекции достиг 9 771 055 рублей.
В России для управления заболеваемостью ротавирусной инфекцией планируется в 2025 году включить иммунизацию против этого заболевания в Национальный календарь прививок. На данный момент вакцинация от ротавируса проводится при выявлении вспышек болезни.
Отечественная вакцина от ротавируса также создается в Центре Гамалеи и по своему составу будет отличаться от импортных препаратов. Дело в том, что ученые путем многолетних наблюдений установили, что в России циркулируют шесть основных штаммов ротавирусов. С учетом этого была создана вакцина, защищающей от штаммов, встречающихся именно на территории нашей страны. Для этого в Центре Гамалеи была разработана новая технология, позволяющая получить вакцину, содержащую шесть различных вирусоподобных частиц. Гинцбург объяснил, что эти частицы — не инфекционные, но обладают, благодаря своей структуре и форме, большой иммуногенной способностью.
Вакцину уже испытали на взрослых. Ученые получили поддержку Минздрава и разрешение на исследование вакцины среди детей. «Надеемся, что мы выполним поручение, и в 2025 году страна будет обладать собственным вакциной, которая будет защищать от собственных эндемичных штаммов ротавируса», — уверен Гинцбург.
«Коклюш — рукотворная вещь»
Академик Гинзбург назвал коклюш бичом мира последнего времени, отметив рост заболеваемости в 10-15 раз. По мнению ученых Центра Гамалеи, это связано не только со снижением иммунизации населения вакциной АКДС, но и с применением антитоксичной вакцины, разработанной в Японии. Академик Гинцбург пояснил, почему ее активное внедрение косвенно привело к росту числа заболевших: эта вакцина «создает очень хороший антитоксический иммунитет, при этом не создает никакого антибактериального иммунитета». Ученый сослался на эпидемиологические данные, которые показывают, что в семье, где младенец привит антитоксической вакциной против коклюша, все старшие родственники, которые с ним контактируют, становятся носителями или болеют коклюшем. «Коклюш постарел, и это рукотворная вещь», — такой вывод сделал Александр Гинцбург.
Он рассказал, что в Центре Гамалеи была создана вакцина против коклюша, которая одновременно создает комплексный иммунитет против бактериальной и токсичной формы инфекции. Специалисты также завершили испытания на взрослых и получили разрешения на изучение действия препарата среди детей, которое начнется после выделения необходимых для этого средств.
Как антитела широкой специфичности повлияют на заболеваемость гриппом, ковидом и ВИЧ
Специалисты Центра Гамалеи разрабатывают вакцины для профилактики инфекций с высокой генетической изменчивостью, включая грипп, COVID-19 и ВИЧ. Их цель — создать вакцину, стимулирующую выработку антител к внутренним структурам белков возбудителей, а не к их поверхностным структурам. Это связано с тем, что обычные антитела не могут достичь этих областей. Однако у некоторых пациентов с хроническим ВИЧ и лонг-ковидом были обнаружены антитела, способные нейтрализовать все известные штаммы ВИЧ или штаммы COVID-19. Ученые стремятся использовать эти антитела для создания вакцины широкого спектра действия, так пояснил Гинцбург суть проводимых исследований.
«Уже имеются хорошие данные, которые позволяют получать антитела с широкой специфичностью. Осталось дело за малым — на основании пептидов, с которыми взаимодействуют эти антитела, создать препараты, которые бы при вакцинации населения могли индуцировать синтез таких антител», — такую задачу ставят перед собой ученые.
«Консервирование» вакцинных препаратов поможет подготовится к неизвестной пандемии
Опыт борьбы с ковидом позволил исследователям получить четкое представление о молекулярных и эпидемиологических маркерах, характерных для возбудителей масштабных заболеваний. Александр Гинцбург считает, что всем ведомствам и организациям, которые занимаются предупреждением эпидемий, необходимо создать единый список возбудителей инфекционных заболеваний, которые потенциально могут вызвать пандемию. По мнению ученого, в перечень войдут примерно15-20 наименований. Кроме того, нужно выделить технологию, по которой будут созданы «консервы» препаратов. На их основе при угрозе пандемии можно за 2-3 недели произвести необходимое количество вакцины. «Тогда мы будем полностью готовы к любым осложнениям, связанным с неожиданным появлением пандемических штаммов», — уверен руководитель Центра Гамалеи.
Текст: Елена Бадьина
Фото: iStock.com