5 февраля в Алматы (Казахстан) прошло заседание Евразийского межправительственного совета. На нем был принят ряд решений, касающихся торговли, разработки нормативно-правовых актов и развитию промышленности в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС).
Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и правительствам государств-членов ЕАЭС необходимо проработать ответные меры в отношении третьих сторон на таможенной территории ЕАЭС.
Это необходимо для эффективной защиты экономических интересов участников Союза. Из-за приостановления деятельности Апелляционного органа Всемирной торговой организации (ВТО) при возникновении торговых споров, сторона-ответчик, являющаяся членом ВТО и подавшая апелляцию, может применять признанные не соответствующими праву организации меры, негативно влияя на экономики других государств-членов. По этой причине следует уделить особое внимание случаям блокирования процедуры разрешения торговых споров, предусмотренной действующими международными договорами. Прорабатывать механизм решения таких споров необходимо в соответствии с пунктом 1 статьи 40 Договора о ЕАЭС от 29 мая 2014 года.
Для ситуаций, в которых невозможно завершить торговый спор, согласно действующим соглашениями Союза о создании зон свободной торговли, необходим особый порядок действий, который следует отразить в проектах новых нормативных актов.
По итогам доклада о макроэкономической ситуации в государствах ЕАЭС и высказанных предложений для устойчивого экономического развития, ЕЭК предложила государствам восстанавливать экономики, поддерживая организации, которые инвестируют во внедрение инноваций в производство, и поощряя частные инвестиции в исследования.
Важнейшими направлениями научно-технологического развития, по мнению Комиссии, являются современные информационные технологии, биотехнологии (молекулярная биология, генная инженерия, клеточные технологии), нанотехнологии, цифровые и лазерные технологии, ракетно-космическая промышленность, системы спутниковой и оптоволоконной связи, современные экологические технологии.
Также положительно на динамике ВВП скажется развитие финансовых систем государств, в частности, облегчение взаимного доступа на финансовые рынки. Ключевым фактором конкурентоспособности авторы доклада называют человеческий капитал.
В заседании Евразийского межправительственного совета, в один день с которым проводился форум Digital Almaty 2021, также участвовал премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Выступая на форуме, он подчеркнул важность цифровизации и унификации таможенного администрирования в ЕАЭС.
«Цифровая платформа будет способствовать устранению барьеров, которые мешают формированию единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы в рамках Союза. Она должна строиться с учетом национальных интересов и с сопряжением наших информационных систем. Только так, вместе, мы сможем эффективно развивать наши экономики», — сказал российский премьер.
По его мнению, необходимо начать с решения правовых вопросов, таких как внедрение единых цифровых учетных систем идентификации граждан и бизнеса, снятие проблемы признания цифровой электронной подписи. «Пандемия не только ускорила цифровую трансформацию, но и обострила связанные с этим стратегические вызовы и угрозы, — отметил он. — Страны, у которых нет собственных цифровых платформ, рискуют попасть в информационную, политическую, экономическую зависимость от чужих цифровых решений», — отметил Михаил Мишустин.
Председатель Коллегии ЕЭК Михаил Мясникович и Председатель Исполкома СНГ Сергей Лебедев ЕЭК подписали План мероприятий на 2021–2022 годы по реализации Меморандума об углублении взаимодействия между ЕЭК и Исполнительным комитетом СНГ.
План предусматривает сотрудничество в областях таможенного регулирования, прослеживаемости и маркировки товаров средствами идентификации, государственных закупок, защиты прав потребителей, цифровой экономики, налоговой политики и администрирования, внешней торговли, конкурентной политики и антимонопольного регулирования, а также санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер.
Он позволит представителям органов ЕАЭС и СНГ принимать участие в заседаниях экспертных групп ЕЭК и органов Содружества, а также консультативных органов при Коллегии Комиссии и органов отраслевого сотрудничества СНГ.