Вся надежда на государство: аналитики подвели итоги и сделали осторожные прогнозы для фармрынка на 2021-2022 год

15.05.2021
Новости
1525

Доля государственных закупок растет, а в ритейле все будут определять падающие доходы населения. И тем не менее, исследователи прогнозируют рост рынка лекарственных препаратов на 5-8%. Об этом говорилось 13 мая на Российском фармацевтическом форуме в Санкт-Петербурге.

Итог 2020 года

Владимир Егоров, генеральный директор Proxima Research Russia сообщил, что 2020 год продемонстрировал консервативный, но позитивный рост фармрынка. В РФ в этот период госпитальный сегмент вырос на 36%, розница на 64%; в Украине на 14% и 86%; в Казахстане на 33% и 67%; в Белоруссии на 26% и 74% соответственно.

В натуральном выражении емкость рынка лекарственных средств в 2020 году уменьшилась, но в денежном (в рублях) выросла на 15% по сравнению с предыдущим годом, рассказал эксперт.

Слайд презентации Proxima Research Russia

Анна Ермолаева, генеральный директор AlphaRM, отметила, что в аптечном сегменте в 2020 году лидерами по продажам, хоть и с оговоркой на особенность периода пандемии, были российские лекарства: продажи отечественных рецептурных препаратов выросли на 32%, безрецептурных – на 34%.

Слайд презентации AlphaRM

Фактор роста

Большинство аналитиков назвали государство основным драйвером роста фармацевтического рынка в 2020-2021 году.  Анна Ермолаева пояснила, что это обусловлено расширением онкологической программы и программы высокозатратных нозологий с 7 до 14 позиций, стартом кардиопрограммы, увеличением госзакупок антиковидной вакцины и лекарственных препаратов для борьбы с новой коронавирусной инфекцией.

Слайд презентации AlphaRM

Прогнозы

Первый квартал 2021 с точки зрения показателей развития розничного рынка лекарственных средств в аналитических графиках выглядит провальным по сравнению с тем же периодом прошлого года, но только на фоне очень высокой волны спроса во время пандемии, говорят аналитики Proxima Research Russia. Рынок восстанавливается, фиксируется его уверенный рост.

Слайд презентации Proxima Research Russia

С огоровкой на то, что прогноз сделан исходя из текущих условий и не учитывает возможных форс-мажорных обстоятельств, эксперты Proxima Research Russia считают, что рост развития рынка розничной реализации лекарственных средств в РФ в 2021 году составит от 5% в пессимистичном варианте до 8% в оптимистичном, в 2022 году – 6% и 9,5% соответственно.  

Слайд презентации Proxima Research Russia

По ожиданиям AlphaRM, в государственном сегменте закупок лекарственных средст в 2021 году ожидается прирост в 20% в связи с усилением финансирования этой области здравоохранения. Розничный сегмент, по мнению аналитиков AlphaRM, даст прирост в 3-5% в рублях. Уровень инфляции на лекарственные препараты значительно выше, чем в других областях рынка, уточнила Анна Ермолаева, поэтому в рублях динамика будет положительная, а в упаковках ожидаются двузначные отрицательные значения.  Суммарный прирост по фармацевтическому рынку в рублях составит в 2021 году +8%.

Слайд презентации AlphaRM

Покупательские тренды

Главные тренды потребительского поведения в 2021 году обозначил Олег Фельдман, управляющий директор Ipsos Healthcare. По сравнению с первым кварталом 2020 года в нынешнем году покупатели переключились на покупку более дешевых марок лекарственных препаратов и ищут более дешевые места для покупок. Намечается падение в категории «покупка лекарственных средств впрок».

Слайд презентации Ipsos

Население беднеет

Доклад Сергея Шуляка, генерального директора DSM Group оптимизма не внушил. По данным компании, реальные денежные доходы населения в 2021 году упали ниже уровня 2013 года на 10%, выросла безработица, усилилось деление на «бедных», «средний класс» и «богатых». Как следствие, «бедные» слои населения вообще не могут позволить себе лекарства, говорит Сергей Шуляк, а богатые покупают более дорогие препараты. Среднедушевое потребление лекарственных препаратов в упаковках упало до уровня 2015 года.

Слайд презентации DSM Group

Главным фактором влияния на потенциальный рост фармацевтического бизнеса аналитики называют изменение размера среднедушевого дохода населения, а также маркировку, наложение ограничений на маркетинговые соглашения с сетями, рост спроса на медицинские услуги (обусловленный отложенным спросом во время пандеми), рост онлайн продаж и другие.

Иллюстрации: слайды из презентаций компаний Proxima Research Russia, AlphaRM, DSM Group, Ipsos

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии

Новости

читать все
наверх