До середины октября лекарство «Арепливир» (фавипиравир), рекомендованное в России для лечения COVID-19, закупят аптеки многих регионов России, в т.ч. на Дальнем Востоке. Стоить упаковка препарата (40 таблеток по 200 мг) в рознице будет от 12 320 р., столько же, как и в госзакупке. Многим эта цена видится неоправданно высокой, однако если фавипиравир все же включат в список ЖНВЛП, лекарство будет доступно большему количеству амбулаторных пациентов.
Пока арепливир только начал выходить в широкую продажу, объявленная цена на него вызвала сильные эмоции у пользователей соцсетей. Так, политолог Глеб Кузнецов уверен, что дорогу лекарству «пробила» коррупция. Он поясняет свое мнение об арепливире: «Дженерик японского препарата, в производство которого вложили государственные деньги, но при этом продавать его будут более чем в десять раз дороже, чем аналогичные дженерики в Индии. Хотя производство несложное, а клинические испытания проводить не стали (раз японцы уже все сделали)». Кузнецов упирает на несколько моментов:
- давно известная и простая в производстве молекула не запатентована и досталась российской компании бесплатно;
- в России, как сообщалось РФПИ, клинические исследования прошли по ускоренной схеме;
- на создание препарата пошли деньги РФПИ.
Присоединился к недоумению соцсетей и Геннадий Онищенко, бывший главный санитарный врач России. Онищенко был удивлен, что «препарат в глаза никто не видел, а его стоимость уже известна». В России, отметил специалист, есть препараты и дороже, однако никто не называет цену, не дав внятной характеристики лекарству. Кроме того, презентация препаратов не начинается с озвучивания цены.
Стоимость препарата может в ближайшее время измениться: Министерство здравоохранение намерено включить фавипиравир в список ЖНВЛП. После этого, как пишет пресс-служба Минздрава, «предельные цены на препарат будут зарегистрированы в соответствии с утвержденной методикой, включающей экономический анализ со стороны антимонопольной службы».
Насколько будет востребовано новое «антикоронавирусное» средство среди розничных покупателей, неизвестно. Компания не смогла раньше изучить спрос на препарат, поскольку в аптеках лекарство не продавалось, и получить его можно было только в стационаре. Андрей Младенцев, генеральный директор «Промомеда», сообщает: «Потому что спрос латентный, то есть этого препарата не было в продаже до этого никогда. А проверить спрос по потреблению в больнице – это, скажем, сложно, потому что этот препарат лучше применять в течение 24 часов после появления первых симптомов, то есть этот препарат как раз для того, чтобы не попадать в больницу. Поэтому это будет первое применение большой потребительской аудитории данного препарата. Мы увидим, какой реальный спрос будет, конечно, будем его всячески удовлетворять».
Отметим, что мордовский завод ГК «Промомед» «Биохимик» собирается до конца года запустить экспорт арепливира в страны Латинской Америки. Компания, работая с Минпромторгом РФ, может пройти на зарубежный рынок по облегченному механизму.