Политику государства в отношении развития фармацевтической и медицинской отрасли в последние десять лет определял важнейший документ «Фарма 2020». Причем в 2019 году в него были добавлены новые стратегические цели, продлившие его действие и превратившие его в «Фарму 2024». В дополнение к ней в конце 2021 года будет утверждена новая стратегия – «Фарма 2030». Среди ключевых целей, прописанных в ней, — создание лекарственного суверенитета России и налаживание экспорта отечественной продукции: экспорт российских фармпрепаратов должен вырасти в 5–6 раз, а медицинских изделий – в 8–10.
О том, насколько российская фарма готова к выполнению таких задач, ФармМедПром запросил комментарий у значимого федерального игрока «ВЕРТЕКС». Это компания №1 по приросту продаж в топ-20 производителей лекарств на коммерческом фармрынке страны по итогам прошлого года и двукратный участник рейтинга лучших фармкомпаний России по версии Forbes (в топ-10 в 2020 и 2021 годах). Рассказывает генеральный директор «ВЕРТЕКСА» Георгий Побелянский.
«С выхода на рынок в 2003 году (тогда компания запустила производство) «ВЕРТЕКС» развивается в соответствии с потребностями и стратегическими задачами фармотрасли и здравоохранения. А так как «Фарма-2020» и «Фарма-2030» их отражают и аккумулируют, компания действует с учетом актуальных переменных. Так, сначала ключевым приоритетом в формировании ее портфеля было импортозамещение иностранных лекарств на российском рынке. Параллельно компания развивала компетенции в создании продуктов, которые не имеют аналогов. С 2016 по 2021 год «ВЕРТЕКС» вывел пять видов оригинальных комбинированных препаратов для применения в разных сферах: гинекологии, дерматологии, оториноларингологии («Фринозол®»), кардиологии и устранения симптомов ОРВИ и гриппа («Дуоколд®»). На стадиях разработки и регистрации также 26 оригинальных комбинированных лекарств, подобные кардиопрепараты проходят клинические исследования.
Кроме них при научном сотрудничестве компании с Национальным медицинским исследовательским центром им. В. А. Алмазова Минздрава России ведется разработка инновационных кардиокомбинаций. Они предназначены для лечения артериальной гипертензии и также не имеют аналогов. Планируется подготовка документации для дальнейшего включения этих лекарств в государственные программы, в том числе «Фарму 2030».
В свою очередь, «ВЕРТЕКС» активно развивает представленность своей продукции на рынках за пределами РФ с 2017 года. В основном это страны СНГ, а также Монголия и Грузия – на данный момент их восемь, в ближайшее время планируется довести это число до 10. В них продается часть ассортимента компании в зависимости от востребованности на локальных рынках: ряд лекарств, продукция косметических брендов. Компания продолжит расширять пул внешних рынков сбыта.
В число заявленных приоритетов «Фармы 2030» входит обеспечение населения жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами с учетом снижения показателей смертности населения и роста продолжительности жизни. Из почти 240 позиций лекарств компании «ВЕРТЕКС» 100 входят в перечень ЖНВЛП. В частности, к ним относятся антибиотики для лечения бактериальных осложнений и последствий COVID-19. В 2020 году «ВЕРТЕКС» увеличил объем производства таких препаратов в пять раз».
СПРАВКА О КОМПАНИИ
- Фармацевтическая компания «ВЕРТЕКС» основана в 1999 г. В 2003 г. запустила производство.
- С 2020 года входит в перечни системообразующих организаций Санкт-Петербурга и России.
- Занимает первое место в аптеках РФ по доле рынка среди российских фармпроизводителей антибиотиков для антибактериальной терапии на фоне COVID-19 (в стоимостном выражении; источник – AlphaRM, I—III кв. 2020 г.).
- В портфеле 320 позиций продукции, из них около 240 лекарств; остальные продукты – это косметические средства, БАД собственных брендов.
- Лауреат Премии Правительства РФ в области качества 2017 года.
Фото: iStock by Getty Images