68% российских граждан уверены, что лекарственное обеспечение является острой проблемой в России, а 41% людей сталкиваются с дефицитом необходимых препаратов. Причин здесь несколько, и главные – ажиотажный спрос на лекарства из-за пандемии, частые сбои в работе системы маркировки и несовершенство механизма госзакупок.
Ольга Савастьянова, глава комитета Госдумы по контролю и регламенту, 29 октября на заседании межфракционной рабочей группы по лекарственному обеспечению рассказала о результатах мониторинга правоприменения как региональных, так и федеральных законов об обращении лекарственных средств. «68% граждан считают, что лекарственное обеспечение является острой проблемой в нашей стране. И 41% из тех, кто нуждается в лекарственных препаратах, сказали о том, что они сталкиваются постоянно с нехваткой лекарственных препаратов» — уточнила Ольга Савастьянова. Кроме того, эксперт отметила, что недавно спикер Госдумы Вячеслав Володин поручил Минэкономразвития вместе с комитетом по контролю и регламенту заняться наблюдением за исполнением законов, принятых во время пандемии. Мониторинг провел Санкт-Петербургский государственный университет.
Савастьянова рассказала, что результаты исследования показали острую необходимость «законодательно закрепить меры, связанные с лекарственной безопасностью», причем особое внимание следует уделить орфанным заболеваниям, в частности, госзакупкам лекарств от редких болезней. Раньше, подчеркнула Ольга Савастьянова, в комитете уже предлагали координировать эту деятельность через единую структуру управления. Также желательно решить вопрос о дистанционной продаже рецептурных лекарств при условии строгого контроля.
Многие эксперты считают, что в фармацевтической сфере назревает большой кризис. Действительно, все больше аптек испытывают дефицит лекарственных средств. Как уверяют сотрудники НМИЦ гематологии, в список дефицитных препаратов в России сегодня входят 26 жизненно важных медикаментов. Особо отмечают отсутствие противоопухолевых лекарств: энзалутамида, ривароксабана, олапариба и дабрафениба, пембролизумаба. Специалисты Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ сообщают: «Поставка 4,5 млн лекарственных препаратов суммарно задержана на 216 дней».
Нехватка лекарств, разумеется, ведет к росту потребительских цен. Росстат информирует, что в сентябре 2020 года, если сравнить с аналогичным периодом 2019, цены на препараты поднялись на 8,8%. Инфляция в этом году достигла 6,2%.
На рынке лекарств сложились сегодня крайне неприятные условия: скачок спроса на медикаменты наложился на сбои системы маркировки. Заместитель директора Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Константин Головщинский перечислил и другие проблемы: «Принцип «третий лишний» в закупках лекарственных средств (введен в ноябре 2015 г.), переход на методику определения начальной максимальной цены на лекарственные препараты ЖНВЛП на основе минимальных цен (так называемая система референтных цен, введена в 2017 г.), правила закона о госзакупках 44-ФЗ, которые предписывают закупки препаратов только на аукционах».
Сложнее всего, считают эксперты, решить проблему организации госзакупок. Специалисты НИУ ВШЭ в мониторинге закупок лекарственных препаратов в 2019–2020 гг. говорят: «Анализ закупок лекарственных препаратов в 2019 и 2020 гг. демонстрирует критически низкие показатели конкуренции и экономии в таких процедурах». Так, в 2020 году из ста самых крупных электронных аукционов на закупку жизненно необходимых лекарственных препаратов с общей суммой контрактов в 43,1 млрд руб. 94 не состоялись. Доля «сорванных» процедур, которые в итоге не привели к контракту, поднялась в 1,5 раза по сравнению с 2019 годом. Основная причина срыва – слишком слишком низкие закупочные цены на медикаменты.