Причины пропажи лекарств из аптек сводятся к организационным (отсутствие завоза, несвоевременная регистрация), банкротству или приостановке работы завода-производителя. Однако некоторые противоревматические средства исчезли из продажи из-за того, что их включили во временные методические рекомендации по лечению COVID-19.
Последнее время с прилавков аптек исчезают самые разные группы препаратов. Так, Юрий Жулев, президент Всероссийского общества гемофилии, обратился от имени организации к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину с жалобой, что ряд лекарств для пациентов с гемофилией стало трудно достать. Например, эмицизумаб. На него выделена слишком малая квота – сегодня его могут получить лишь 195 пациентов с диагнозом «ингибиторная форма гемофилии А», бюджет сегодня не может обеспечить большее количество пациентов.
Российская ревматологическая ассоциация «Надежда» отмечает начавшуюся весной постепенную пропажу из аптек базовых иммуносупрессивных препаратов. Сначала исчез гидроксихлорохин (плаквенил, иммард), потом азатиоприн и микофенолата мофетил. Уже осенью пропал таблетированный зарубежный метотрексат-эбеве (было приостановлено его производство), зато вернулся гидроксихлорохин.
Аналитическая компания «Альфарм» подтверждает тенденцию: розничная продажа азатиоприна в июле за год упала на 98%, микофенолата мофетила – на 71%. Таблетированный метотрексат-эбеве за год сократил свое присутствие на прилавках на 60%. Впрочем, препараты метотрексата начали выпускать отечественные производители.
Врач-ревматолог Сергей Сайковский прокомментировал пропажу лекарств: «Жалоб на отсутствие гидроксихлорохина я в последнее время не получаю. Его дефицит удалось преодолеть. А вот с препаратами азатиоприн и микофенолата мофетил есть большие проблемы. Пациенты сообщают, что их практически невозможно найти в розничной сети. Метотрексат-эбеве, в свою очередь, регулярно исчезает из продаж. До сих пор причина была исключительно в организационных вопросах: не завезли, не зарегистрировали и т.д.».
В отличие от плаквенила и метотрексата, азатиоприн на рынок в ближайшие пару месяцев не вернется: его производила обанкротившаяся и переданная «Ростеху» компания «Мосхимфармпрепараты». Лицензия на производство была передана компании «АЛВИЛС», которая и выпустила лекарство с пятилетним запасом, но новые запасы моментально были раскуплены. Ближайшая партия азатиоприна сойдет с производственной линии в конце 2020 года. Микофенолат мофетил ожидается на рынке в начале следующего года.