Группа исследователей из СПб ГУАП, Сеченовского университета, Пензенского госуниверситета и Казанского медуниверситета разработала трехмерную модель для обучения стоматологов правильному введению анастетиков. 3D модель позволяет определить оптимальный и безопасный способ введения лекарственного препарата, сообщает сайт РИА «Новости».
Используемая в стоматологии для обезболивания нижней челюсти пациента мандибулярная анестезия предполагает блокаду ветвей нижнечелюстного нерва посредством инъекции в крыловидно-нижнечелюстное пространство. При неточном введении препарата возможно возникновение различных осложнений, таких как инфекция, гематома, кровотечение или повреждение нерва.
Существуют разные способы инъекции обезболивающего средства при разном положении челюсти для «расширения» пространства между нервом и сосудом. Выбрать оптимальное положение для введения анастетика во время экспериментов на живом пациенте довольно сложно. Поэтому ученые прибегли к компьютерному моделированию и разработали трехмерную модель на основе снимков компьютерной томографии, чтобы определить безопасное положение челюсти для введения анестезии.
«На основе КТ пациентов построена модель основания черепа, нижней челюсти, артерия головы и шеи. Мышцы (жевательные, медиально-крыловидные, латерально-крыловидные), нижнечелюстная связка височно-нижнечелюстной сустав и троичный нерв смоделированы в соответствии с анатомией человека», – рассказала Анна Сафонова, ассистент кафедры биотехнических систем и технологий СПб ГУАП.
Специалисты провели пять исследований с разными положениями челюсти. Проведя эксперименты на трехмерной модели, они пришли к выводу, что при полном открытии рта и смещении челюсти вправо достигается наибольшее расстояние между нервом и сосудом, что уменьшает риск их повреждения. Специалисты считают, что созданная модель может быть использована для улучшения освоения теории и практики обезболивания в учебном процессе. В дальнейшем ученые планируют получить данные, учитывающие разнообразие анатомических структур у людей разного пола и возраста, чтобы обосновать применение нового подхода в клинической практике.
В феврале 2024 года студенты Приволжского медуниверситета приступили к занятиям в новом симуляционном центре подготовки специалистов в сфере стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. Центр оснащен специальными фантомами, манекенами, симуляторами и микроскопами. Кроме того, в распоряжении студентов есть 3D-принтеры, 3D-сканеры и компьютеры со специализированным программным обеспечением.