Роспотребнадзор разослал авиаперевозчикам инструкции по усилению санитарно-карантинного контроль в самолетах из-за вспышки смертельно опасной геморрагической лихорадки Эбола в Уганде. Каков риск попадания вируса в Россию и как от него защититься?
Какие меры будут приняты?
Авиакомпании в конце ноября получили от Роспотребнадзора информационные письма с просьбой усилить в самолетах санитарно-карантинный контроль и меры безопасности из-за вспышки вирусной геморрагической лихорадки Эбола в Уганде. Как сообщают «Известия», авиаперевозчикам даны подробные инструкции от санитарной службы, что делать, если на борту окажется пассажир с подозрением на это заболевание.
Особое внимание уделяется стыковочным рейсам через Дубай (ОАЭ) и Стамбул (Турция), поскольку на них могут прибыть пассажиры из Уганды, предупредили в Роспотребнадзоре. Прямых рейсов из этой страны в Россию нет. В эти города сейчас летают самолеты следующих российских авиакомпаний: «Аэрофлот», «Россия», «Победа», S7, Utair, «Азимут», Red Wings, «Икар», указывает издание.
Кроме того, к 1 декабря авиакомпании должны были принять ряд дополнительных мер по снижению риска завоза и распространения инфекции. Это и проведение инструктажа для пилотов и бортпроводников, и обеспечение достаточного количества масок с перчатками. В инструкции ведомства говорится, что при выявлении пассажира с подозрением на Эболу, его нужно изолировать, отсадив на 6 м, или через три ряда кресел от остальных людей. Оказывать ему помощь должен отдельный бортпроводник, который уже не будет контактировать с остальными пассажирами. Ему предписано надеть защитную маску, перчатки, медицинский хирургический халате, одноразовую шапочку для волос и фартук. Также пассажиру с подозрением на инфекцию выделят персональный санузел, который запретят использовать другим людям. Остальных пассажиров попросят надеть маски, а в тех местах, где потенциальный больной мог побывать, проведут дезинфекцию.
Что такое лихорадка Эбола?
Болезнь, вызванная вирусом Эбола, представляет собой тяжелое и нередко смертельное заболевание. Его коэффициент смертности доходит до 90%. Изначально инфекция передается от животных, а затем уже от человека к человеку. Заражение происходит при прямом контакте между людьми через повреждения кожи или слизистую оболочку (с кровью или другими биологическими жидкостями или выделениями) инфицированного человека. Вирус также может передаться от зараженных предметов внешней среды: через грязную одежду, постельное белье или использованные иглы. К симптомам болезни относят внезапное повышение температуры, крайнюю слабость, боли в мышцах, головную боль и боль в горле. Затем у больного появляются тошнота, диарея, сыпь, нарушение функции почек и печени и в некоторых случаях внутренние и внешние кровоизлияния. Инкубационный период (срок с момента инфицирования до проявления симптомов) составляет от двух дней до трех недель.
Без паники
Вспышка Эболы началась в Уганде осенью 2022 года. И хотя полностью исключить риск завоза заболевания в Россию нельзя, учитывая инкубационный период, оно вряд ли станет причиной очередной эпидемии из-за высокого риска смертности. Однако вспомнить о мерах профилактики будет нелишним. Так считает опрошенный изданием доцент кафедры инфекционных болезней Российского университета дружбы народов Сергей Вознесенский. Тем более в стране есть вакцина от этой болезни.
Речь идет о препарате «ГамЭвак» разработки НИЦЭМ им. Н.Ф. Гамалеи. Вакцина является векторной, формирует клеточный иммунитет и антитела к вирусу, предназначена для взрослых. Позднее по этой же технологии создали первую вакцину от коронавируса «Спутник V», которую сегодня используют более 70 стран мира. Еще одна хорошая новость — появление комбинированной вакцины «ФилоПан» против сразу двух вирусов геморрагической лихорадки Эбола и Марбург. Второй вирус также распространен в Африке, но до сих пор от него не было вакцины. Российскую вакцину также разработал Центр Гамалеи.
С отсутствием повода для паники согласен и эксперт по биобезопасности Николай Дурманов.
«Вероятность появления Эболы в России, Европе и вообще в умеренных широтах крайне невысока, если не стремится к нулю. За последние 25-30 лет не было зафиксировано ни одного случая подобного проникновения»,
— приводит его слова радио Sputnik.
Впрочем, из-за случаев попадания в Европу разных тропических лихорадок (Зика, Чикунгунья, Денге), рекомендации для пассажиров и летчиков, все-таки нужно соблюдать, уверен эксперт. Мы живем в 21 веке, когда болезни начали распространяться через самолеты, поэтому нужно быть предельно аккуратными и предельно собранными, заключил он.