В рамках медиапроекта «Клуб NOVAMED», старший управляющий директор ООО «УК «Роснано», председатель правления Консорциума «Медицинская техника» Иван Ожгихин рассказал об основных инициативах, направленных на создание оптимальных условий для развития российской медицинской промышленности в новых условиях.
Какие меры для поддержки и развития медицинской промышленности, предложенные в текущем году Консорциумом «Медицинская техника», были взяты на вооружение на государственном уровне?
АНО «Консорциум «Медицинская техника» принял активное участие в совершенствовании механизма применения национального режима при осуществлении закупок медицинских изделий для обеспечения государственных и муниципальных нужд. В частности, это касается следующих документов:
- Постановление от 05.02.2015 №102 «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 №2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 №2014 «О минимальной доле закупок товаров российских и ее достижении заказчиком».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 №878 «О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 №719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 08 февраля 2017 №145 «Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Также в рамках исполнения поручения вице-премьера Татьяны Голиковой АНО «Консорциум «Медицинская техника» на основании данных о потребности системы здравоохранения в медицинских изделиях собрал предложения от 170 предприятий-участников о возможностях организовать производство изделий эквивалентных с точки зрения клинической эффективности изделиям закупаемых за рубежом, в том числе в недружественных странах. На основании этих данных была разработана тепловая карта из трех групп.
- Первая группа – это продукция, которую производят предприятия полного цикла, из преимущественно отечественного сырья и компонентов в объеме, необходимом, чтобы удовлетворить большую часть потребности Российской Федерации.
- Вторая группа – это продукция предприятий, которые обладают технологическими компетенциями, но способны производить недостаточные для России объемы продукции (например, шовный материал, многоразовый хирургический инструмент, изделия для ортопедии, средства лабораторной диагностики, вакуумные пробирки, оборудование для гистологии и т.д.). Для таких предприятий надо обеспечить плановый выкуп всей продукции, субсидировать часть затрат на увеличение мощностей, или организовать производственную кооперацию с крупными промышленными предприятиями, в первую очередь оборонно-промышленного комплекса.
- Третья группа – это изделия, которые не производится в России и производство которых невозможно наладить в ближайшее время.
Говоря о мерах поддержки, я бы хотел акцентировать внимание также и на рыночных мерах поддержки, которые сегодня начал реализовывать Консорциум.
1 октября АНО «Консорциум «Медицинская техника» запустил специальный проект индустриальный Центр компетенций, который объединяет на своей площадке отечественных разработчиков медицинской техники, представителей научно-клинического сообщества на базе государственных и негосударственных медицинских организаций, государственные корпорации (предприятий ОПК России), представителей федеральных органов государственной власти, институтов развития и финансовых институтов, платформы компетенций в сфере производительности труда для предприятий и кадровых компетенций.
Деятельность Индустриального Центра компетенций направлена на развитие производства отечественных медицинских изделий, повышение их востребованности медицинским сообществом, проведение маркетинговых исследований, продвижение и поиск сбыта продукции, определение и реализация возможностей сбыта продукции. Кроме этого, в фокусе внимания – выстраивание цепочек взаимодействия организаций малого и среднего бизнеса с крупными предприятиями ОПК России для выполнения задач по выпуску новой совместной продукции гражданского назначения (медицинских изделий) в условиях диверсификации.
Индустриальный Центр компетенций предоставляет услуги по разработке стратегии продвижения отечественных медицинских изделий, с учетом актуальных требований законодательства.
Хочу коротко отметить некоторые приоритеты. Среди них:
- Содействие повышению качества производимых медицинских изделий путем налаживания прямого взаимодействия разработчиков и производителей с клиническим сообществом, на этапе разработки конструкторской документации, дальнейшей экспертизы и испытаний опытно-конструкторских образцов;
- Содействие в создании благоприятных регуляторных условий, для внедрения новых импортозамещающих медицинских изделий;
- Совместный подбор продуктов поддержки для предприятий ОПК и МСП, со стороны финансовых институтов, таких как, Промсвязьбанк и Новикомбанк;
- Содействие в формировании эффективной системы сбыта, в том числе выстраивание правильной маркетинговой и дистрибьютерской политики;
- Развитие экспортного потенциала российской медицинской техники в дружественные страны.
Какие основные проблемы отмечают производители — члены Консорциума на текущий момент и как предлагают их решать?
Во-первых, несовершенство системы аккредитации и СТ-1. Система подтверждения страны происхождения продукции на территории России, аккредитация испытательных лабораторий – забюрократизированы. Требуется оптимизация, направленная на снижение организационных, временных и финансовых издержек государства и бизнеса, что особенно важно в условиях санкций.
Во-вторых, необходимо ввести механизм возврата налога на добавленную стоимость (НДС), уплаченного российскими производителями медицинских изделий при приобретении ими материалов, сырья и комплектующих, произведенных на территории Российской Федерации и используемых при производстве медицинских изделий.
В-третьих, для облегчения процедуры регистрации необходимо изменить 323-ФЗ и в ПП РФ 1416 и 552, которые будут предусматривать возможность применения совместимых расходных материалов, реагентов отечественного и зарубежного производства независимо от информации производителя в регистрационном досье. Также необходимо продлить срок регистрации медицинских изделий по ПП РФ 552 до 31.12.2026
В-четвертых, несмотря на введение условий, ограничений и запретов, отсутствует упрощение процесса закупки отечественных медицинских изделий.
Консорциум предлагает разработать маркетплейс медицинских изделий через открытую оферту российских товаров, предлагаемых к поставке, в том числе через открытие т.н. «правой части» КТРУ. Это позволит заказчикам и потребителям закупать медицинские изделия в кратчайшие сроки с понятной ценой, или стоимостью владения в гарантийный период на основе открытых оферт производителей и базы типовых контрактов в структурированном виде. А российским производителям медицинской техники – получить мощный стимул к выпуску новой продукции на основе реального спроса и обеспечить обоснование формирования собственных долгосрочных программ развития и направлений инвестирования.
________
Медиапроект «Клуб NOVAMED» приурочен к проведению II Всероссийского Форума с международным участием «Обращение медицинских изделий «NOVAMED-2022».
Деловая программа и регистрация на сайте: https://novamed-forum.ru/