Организовать в России симуляционные центры для обучения студентов навыкам работы на промышленном фармацевтическом предприятии предложил руководитель ГИЛС и НП 27 сентября во время сессии «Отраслевое образование как фактор опережающего развития фарминдустрии» на Восьмой Всероссийской GMP-конференции, которая проходит с 27 по 29 сентября в Екатеринбурге.
После того, как участники конференции обозначили проблему разрыва теоретической и практической подготовки специалистов для фармотрасли, Владислав Шестаков, директор Государственного института лекарственных средств и надлежащих практик (ГИЛС и НП) предложил решение проблемы овладения практическими навыками работы на фармпредприятии путем обучения студентов и специалистов в симуляционном центре. Он привел в пример уже имеющийся опыт других стран, где подобные современные комплексы внедрены и успешно работают.
Эксперт отметил, что в советское время с практикой студентов проблем не было, они проходили ее на предприятии. «Сейчас это невозможно, в ряде случаев уже по технологическим требованиям, — сказал он. — В мире эта задача уже решена, и я предлагаю не изобретать велосипед».
Владислав Шестаков объяснил принцип работы крупного симуляционного центра, на котором сам побывал. «Там решена вся вся проблематика для подготовки специалистов, причем для ориентированности студентов и для специалистов отрасли, которые могли бы повышать свои компетенции на этой же площадке». По мнению Шестакова, центр должен быть не коммерческий, а организованный в содружестве бизнеса и государства. Студенты, которые будут подготовлены в таком центре, будут понимать особенности производства и оттачивать свои навыки.
Специалист также высказал идею о придании центру статуса международного, чтобы решать схожие проблемы на пространстве ЕврАзЭС. «Мы решаем таким образом задачу, связанную со всеми производственными компонентами, которые были бы там реализованы: и лаборатории, и биотехнологические процессы. Все процессы мы бы могли там разместить. Это полная симуляция», — пояснил он.
Владислав Шестаков напомнил о недавней разработке института — виртуальном производстве, которое не имеет аналогов в мире. «Помимо (проекта — прим. ред.) твердых форм, который уже разработан, у нас уже есть проект технологического комплекса, первая часть уже разработана. Поэтому, если было бы решено с финансированием, то мы закрыли бы и трансфер технологий (виртуальная концепция есть) и аналитическую лабораторию, микробиологическую лабораторию. (…) Все процессы можем воссоздать виртуально, потому что у нас создан механизм, как это решать. Есть модульная система, которая позволяет решать эту задачу». Он сказал, что проект виртуального предприятия мог быть одним из вариантов решения вопроса, чтобы специалисты приходили на предприятие подготовленными.
Участники конференции, из числа фармпроизводителей, поддержали предложение Шестакова, подтвердив, что молодых специалистов, пришедших на предприятие, приходится обучать практическим навыкам, на что затрачивается много времени и усилий. Стажировка порой длится год, когда они овладевают практиками, а также работой с компьютеризированными и механизированными системами. Поэтому появление центра поможет получать производству более подготовленных специалистов.
В марте 2023 года мы рассказывали о том, что Евразийская Академия надлежащих практик разработала учебно-методический симуляционный комплекса «Виртуальный фармацевтический завод для вузов». Он позволяет осваивать промышленные фармацевтические технологии в среде дополненной реальности.