Рост импорта лекарств и покупки в интернете: как пандемия повлияла на российских потребителей

    08.02.2021
    Новости
    419

    За прошедший год россияне стали покупать зарубежные лекарства чаще, чем парфюмерию и косметику. Также высокую популярность обрели сервисы дистанционных заказов в аптеки. Рассказываем, каким преимуществом, помимо удобства, обладает этот метод, и какие торговые марки оказались самыми покупаемыми.

    Импорт фармацевтической продукции в январе 2021 года вырос почти на 75%, по сравнению с январем 2020 года, сообщает Федеральная таможенная служба (ФТС). При этом общий рост импорта в РФ из стран дальнего зарубежья составил только 3%. В стоимостном выражении это составляет $14 745,1 млн.

    Значительно, хотя и не настолько, вырос импорт и химической продукции, включающей в себя фармацевтические товары. Ее прирост превысил отметку 16% (до $2,9 млрд), у органической и неорганической химии он составил свыше 14%. При этом закупки парфюмерно-косметических товаров из-за рубежа снизились, более чем на 5%.

    Как еще повлияла пандемия коронавирусной инфекции на российский фармрынок? По данным агентства «Эр Эм Аналитика», в 2020 году (первые 6 месяцев) его коммерческий сектор вырос, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5% в рублях, а в долларовом эквиваленте произошло его снижение на 0,5%.

    По информации IQVIA, в 1-м полугодии 2020 г. сохранилось снижение аптечного сегмента рынка лекарств в натуральном выражении (прирост продаж –2% в упак. к 6 мес. 2019). В рублях, по сравнению с двумя предыдущими аналогичными периодами прошлых лет, темпы роста выросли, объем рынка насчитывал 535,3 млрд руб. в розничных ценах.
    Продажи безрецептурных препаратов в рублях выросли на 8%. В натуральном объеме они заняли 64,8% рынка в упаковках, а лекарства по рецепту – 35,2%.

    Как отмечают аналитики, причиной этого стала эпидемиологическая обстановка с введенным режимом самоизоляции, ускорившим принятие закона об онлайн-торговле безрецептурными препаратами и его последующее развитие.

    Маркетинговое агентство Nielsen отмечает, что около 50% потребителей чаще заказывали препараты в интернете как для самовывоза, так и для курьерской доставки на дом. Также росту популярности онлайн-торговли препаратами сильно способствовало стремление россиян сэкономить, говорят аналитики.

    83% респондентов проводит мониторинг цен на лекарства в нескольких аптеках перед покупкой, при этом 62% участников опроса Nielsen сказали, что по их мнению, в интернете цена лекарства ниже, чем в обычной аптеке. Поэтому покупать лекарства через онлайн-сервисы наравне с  молодежью стремятся и пожилые люди.

    IQVIA отмечает, что по итогам 1-го полугодия 2020 г. средняя розничная цена за упаковку препарата составила 236,2 руб., увеличившись на 7% по сравнению с показателем прошлого года. Рост реализации отечественных лекарственных средств в рублях оказался на отметке +15%. Импортные препараты по-прежнему обгоняют их в стоимостном объеме рынка – их доля более 66%. Но российские препараты обошли их по спросу в натуральном показателе – прирост 2%, тогда как у зарубежных — снижение на 7%.

    Лидер рейтинга торговых наименований не сменился – им по-прежнему остался Ксарелто (Bayer HealthCare). Но спрос на препараты от ОРВИ в условиях пандемии значительно вырос. По результатам первого полугодия 2020, второе место занял препарат Ингавирин («Валента») — 54% прирост продаж в рублях и 16% — в упаковках. Резко вырос спрос на Арбидол («Отисифарм») — 191% рост в рублях и 135% — в упаковках. Также одной из самых покупаемых марок оказался антисептик Мирамистин («Инфамед») — +34% в руб. и +16% в упак.

    Новости

    читать все
    наверх