«Подводные камни» постковидного фармрынка России назвали эксперты

02.02.2022
Новости
336

Лекарственный рынок понемногу выходит из неустойчивой и сложной ситуации, в которой оказался за время пандемии COVID-19. Каким видят его будущее сами представители российской фармотрасли?

Прогнозы, риски и возможности, ожидающие фармрынок России в наступившем 2022 году  обсудили участники заседания Российской ассоциации фарммаркетинга аналитики и практики фармрынка. О выводах, к которым они пришли, пишет газета «ФМ. Фармация и медицина».

По мнению гендиректора российского представительства зарубежной компании «Альфасигма Рус» Ольги Глазковой, сегодня добиться успеха фармкомпаниям помогут три фактора. Это умение использовать данные и принимать на их основании правильные решения, пациентоцентричность и гибкость. Она пояснила, что в условиях, когда пациентам все сложнее попасть к врачу, часть заботы об их интересах ложится на плечи производителей лекарств. «В этой обстановке мы должны быть реально пациенториентированными, искать связь, понимать, как наша активность может помочь нашим реальным пациентам. Когда ты приходишь к врачам не продавать продукт, а обсуждать проблемы пациентов и то, как совместно мы эти проблемы можем решить, это вызывает совершенно другой отклик и у пациентов, и у врачей», – сказала г-жа Глазкова.

При этом она напомнила, что уровень доходов фармрынка зависит от платежеспособного спроса, поэтому следует учитывать падение дохода населения и не гнаться за прибыльностью, иначе можно не только потерять в росте продаж, но и поставить под угрозу успешность всего бизнеса. В этом и заключается гибкость.

Содиректор направления Healthcare компании Ipsos в России Олег Фельдман описывает сегодняшний фармрынок в России как хрупкий, тревожный, нелинейный, непостижимый. Поэтому при планировании стратегического маркетинга он советует опираться на внутренние драйверы, такие как электронная торговля. При этом не исключено, что часть розничного рынка аптекам придется отдать электронным торговым площадкам. Сегодня они вполне успешно освоили торговлю безрецептурными лекарствами и представляют серьезную конкуренцию для привычных аптек. Поэтому производителям, возможно, придется в какой-то момент пересмотреть свои отношения с аптечным звеном утраченных маркетинговых бонусов, которые перейдут к интернет-площадкам, предостерегает эксперт.

О негативном влиянии инфляции на фармрынок говорит гендиректор российской компании «Полисан» Дмитрий Борисов. Он прогнозирует, что реальная инфляция составит 15-20% (при официальном показателе около 9%), а падение рубля плохо повлияет на препараты из перечня жизненно необходимых (ЖНВЛП). Сегодня стоимость упаковки, оборудования и сырья уже завышена на 25–30%, пожаловался он. Но из-за того что производители не смогут поднять цену на жизненно важные лекарства выше 4%, их производство, особенно в случае недорогих препаратов, скоро окажется нерентабельным, и они могут уйти с рынка. Чем это обернется для пациентов, нетрудно догадаться.

О перспективах повышения стоимости лекарств рассказала директор отдела стратегических исследований DSM Group Юлия Нечаева. По прогнозам аналитика, в 2022 году рост цен окажется более стремительным, чем в предыдущем. Дело в том, что в 2021 г. инфляция на фармпрепараты оказалась ниже общего уровня (2,3% по сравнению с 7,5%, соответственно). Но в этом году сдерживающих факторов уже может не быть, и поэтому подорожание лекарств, по ее мнению, произойдет быстрее. Одной из причин этого окажется демография. Избыточная смертность от ковида вместе с естественной убылью населения из-за низкой рождаемости снизят количество потенциальных потребителей лекарств. И с этим необходимо считаться.

На сегодняшний день эксперты фармрынка прогнозируют рост аптечных продаж в 2022 году на 3,7% в рублях.

Фото: iStock by Getty Images

Новости

читать все
наверх