Одним из трендов ушедшего года стало увеличение спроса на лекарства стоимостью выше 500 рублей. Об этом рассказала директор отдела стратегических исследований компании DSM Group Юлия Нечаева 9 февраля во время открытого заседания Российской Ассоциации Фармацевтического Маркетинга (РАФМ), посвященного состоянию фармрынка России в 2020 г.
Исследование DSM Group показало, что дорогостоящий сегмент оказался единственным в ценовой структуре рынка, где наблюдался рост спроса в 2020 году. Так, спрос на препараты дороже 500 рублей увеличился более, чем на 3%, по сравнению с 2019 годом, и почти на 4,5%, по сравнению с показателем двумя годами ранее. Доля этого сегмента в общей структуре в 2020 году оказалась свыше 45%. Такой же рост наблюдался и в упаковках – свыше 11% в 2020г., более 9% в 2019 и 8,5% в 2018г.
По мнению Юлии Нечаевой, это может быть связано с двумя причинами. Во-первых, люди чаще покупали препараты в больших упаковках, чтобы сформировать запасы на период ограничения передвижения, что больше характерно для периода «первой волны» коронавирусной инфекции. Помимо возможности запастись лекарством впрок потребителя привлекает и более выгодная цена за одну дозу препарата – в больших упаковках она традиционно выгоднее.
И во-вторых, пандемия оказала влияние и на людей с хроническими заболеваниями. Им тоже потребовались запасы, чтобы не остаться без необходимых препаратов на фоне экономической и эпидемиологической неопределенности. В целом препараты, используемые при хронических болезнях, являются более дорогостоящими, поэтому и вырос данный сегмент.
Что касается спроса на дешевые препараты (стоимостью менее 50 рублей), то его годовой прирост оказался отрицательным – минус 11% в стоимостном выражении и минус 20% в натуральном, свидетельствуют данные аналитической компании.
При этом оказалось, что цены выросли сильнее всего именно на дешевые препараты – годовая инфляция в 2020 у них составила почти 28%, тогда как у остальных ценовых групп она колебалась от 4% до неполных 8%.
Одним из влияющих на это факторов стал переход препаратов в более дорогую ценовую категорию, второй – это снижение спроса.