Оценивая законопроект об изменениях законодательных актов, касающихся закупок для государственных и муниципальных нужд, Ассоциация фармпроизводителей ЕАЭС выразила опасения по поводу возможных рисков для фармацевтических компаний, пишет «Ъ».
Законопроект Минфина был одобрен в феврале 2024 года, а 20 марта документ прошел первое чтение. Предлагаемый проект унифицирует правила с предоставлением национального режима при закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд, устанавливает единый порядок реализации запрета, ограничения, преимущества при определении поставщика, подрядчика или исполнителя. Проектом предусмотрен отказ от механизма «третий лишний» при сохранении правила «второй лишний» (зарубежная компания получает отказ при закупках ЛП, если есть хотя бы один российский производитель). Ценовая преференция для отечественной продукции составит 15% (на эту величину они могут быть дороже зарубежных товаров). При наличии конкурентов среди российских компаний, преимущество отдается товарам с более высоким технологическим уровнем производства.
Обсуждая проект, фармпроизводители назвали риски, которые, по их мнению, могут повлечь поправки Минфина в законодательство о закупках. По словам Алексея Кедрина, главы Ассоциации фармпроизводителей ЕАЭС, могут быть проблемы в период между отменой действующей системы закупок до начала действия новой, и при отмене 25% ценовых преференций для препаратов из списка ЖНВЛП, не включенных в перечень социально значимых. «Согласно букве законопроекта, есть риск полной отмены действующей системы преференций до момента принятия единого акта правительства РФ. Это может создать нехороший тренд на приостановку мер поддержки, что несколько противоречит самой сути стратегии (Фарма-2023. — “Ъ”),— такое мнение озвучил Кедрин на конференции «Дорога к суверенитету в фарме и здравоохранении».
Другие участники обсуждения отметили, что сужение числа лекарств, имеющих преференции по цене, могут минимизировать стимулы для перехода российских производителей на отечественные фармацевтические субстанции. Кроме того, препполагают представители отрасли, некоторые формулировки, касающиеся поддержки товаров с более высокой степенью локализации, вызовут сложности при определении преференций для лекарственных препаратов.
По поводу некоторых опасений участников фармрынка Екатерина Приезжева, замглавы Минпромторга, в частности, пояснила, что вероятность подобной паузы, на которую указал Кедрин, минимальна: «чтобы что-то перестало, это надо таким же нормативным актом на уровне правительства отменить».
Ранее на заседании правительства 8 февраля 2024 года Михаил Мишустин, премьер-министр РФ, заявил о том, что правила проведения госзакупок станут более простыми и понятными для участников. Он отметил, что механизм выбора победителя торгов для госзакупок должен быть ясен всем, но предпочтение нужно отдавать российским производителям. «Такой подход имеет важнейшее значение для развития отраслей и позволяет стимулировать создание новых собственных производств», — подчеркнул он.