Нынешние правила оборота вакцин от коронавируса остаются до 2024 года. Их по-прежнему будут вводить в обращение по ускоренной процедуре из-за риска появления новых опасных штаммов.
В России может остаться существующий с начала пандемии коронавируса порядок ускоренной регистрации и ввода в оборот новых вакцин от COVID-19. Также законодатели хотят упростить выход и новым средствам защиты от появляющихся мутаций коронавируса. Об этом говорится в новом законопроекте Минздрава.
Если документ будет одобрен, текущий порядок оборота вакцин сохранится до 1 января 2024 года. Также министерство предложило определить порядок смены штаммового состава вакцин для профилактики COVID-19 с учетом появления новых штаммов.
«Следует ожидать, что с течением времени будут появляться новые варианты, в том числе с повышенным эпидпотенциалом, в связи с чем необходимо разработать научно-обоснованный алгоритм модификации существующих вакцин против COVID-19, который позволит в максимально сжатые сроки вводить в оборот модифицированные вакцины с соответствующими штаммами»,
— говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Разработчики документа опираются на опыт ведущих мировых регуляторов, которые уже предприняли эти меры. Речь идет о Всемирной организации здравоохранения, американском Управлении по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов FDA (United States Food and Drug Administration ) и Европейском агентстве лекарственных средств EMA (European Medicine Agency).
По данным ВОЗ, во всем мире отмечается высокая распространенность подвида BA.5 штамма «омикрон» и его субвариантов. Сегодня она превышает95%. И Российская Федерация в этом отношении – не исключение, подчеркивают авторы документа. Поэтому говорить о завершении пандемии пока не приходится. И вакцины, в особенности с обновленной защитой от новых штаммов, скорее всего, понадобятся еще долгое время.
Напомним, на этой неделе стало известно о быстром распространении нового подвида «омикрона» — «Цербер» (BQ.1.1). А до этого человечество сталкивалось с разновидностями «Кентавр», «Невидимка» («стелс»), которые каждый раз вызывали новую волну заболеваемости. И сколько еще таких вариантов в запасе, прогнозировать трудно.