Пандемия дала предсказуемый побочный результат: пациенты с ревматическими заболеваниями, которые вынуждены принимать глюкокортикостероиды, оказались лишены своих привычных препаратов. Дело в том, что сегодня лекарства этой группы по рекомендации Минздрава массово назначаются пациентам с новой коронавирусной инфекцией – они быстро снимают воспалительный процесс. Поэтому эти лекарства фактически исчезли: их нельзя купить с аптечных прилавков, а по льготе могут получить только «счастливые» носители трех заболеваний, тогда как ревматических болезней значительно больше.
Центр «Ревмо-COVID», оказывающий поддержку пациентам с ревматизмом во время пандемии COVID-19, 18 ноября разместил на своем сайте сообщение о катастрофической нехватке в продаже глюкокортикостероида метилпреднизолона, который крайне важен для ревматиков. В России это лекарство существует в нескольких видах: таблетки «Метипред», «Медрол», «Метилпреднизолон-натив» и раствор «Солу-Медрол» и «Ивепред».
Сегодня пациенты многих российских регионов не имеют физической возможности купить эти лекарства. Льготным образом метилпреднизолон получить можно, но только пациентам, у которых в диагнозе значатся ревматоидный артрит, системная красная волчанка и анкилозирующий спондилит – при этом глюкокортикостероиды показаны еще для нескольких десятков ревматических болезней. Кроме того, в частности, метилпреднизолон назначают и беременным с такими заболеваниями.
Согласно законодательству, без справки об инвалидности пациенты получать лекарства по льготе не могут вообще. Но и «обладатели справок» часто не могут добиться в поликлинике препаратов – это не удалось у 53% пациентов, которых опросила Российская ревматологическая ассоциация «Надежда». Вопрос заключается в полном отсутствии метилпреднизолона, поскольку во время пандемии этим лекарством лечат COVID-19. Похожая история весной происходила с гидроксихлорохином.
Полина Пчельникова, вице-президент Российской ревматологической ассоциации «Надежда», комментирует ситуацию: «С марта 2020 года ситуация с доступностью лекарственных препаратов существенно ухудшилась. На всей территории России пропали полностью некоторые базисные препараты, в том числе Азатиоприн, Метотрексат Эбеве в таблетках, возникли существенные сложности с получением по льготе и приобретением за свой счет всех торговых наименований микофенолата мофетила и гидроксихлорохина. С осени 2020 года начала поступать информация от пациентов о том, что стало сложно или невозможно получить по льготе или купить за свой счет лекарства с действующим веществом метилпреднизолон. Мы провели опрос о доступности лекарств среди пациентов, получили множество обращений от людей с ревматическими заболеваниями, проанализировали информацию от других пациентских организаций и направили два официальных письма: 13 ноября Всероссийский союз пациентов направил письмо в правительство, 17 ноября РРА «Надежда» и другие ревматологические общественные организации направили письмо в Минздрав. Очень хочется надеяться, что в ближайшее время ситуация с доступностью метилпреднизолона и других глюкокортикостероидов нормализуется. В противном случае, это может привести к угрозе здоровью и жизни людей с ревматическими заболеваниями».
«Орион Фарма», которая производит «Метипред», сообщала в октябре, что в поставках этого препарата был перерыв, в том числе, из-за технических проблем в системе мониторинга. В середине того же месяца поставки таблеток возобновили, но объемы отгружаемых партий оказались значительно меньше спроса. Раствор же этого препарата в Россию все еще не поступил. «Пфайзер», вторая компания, выпускающая метилпреднизолон, поставит таблетки «Медрола» не раньше конца ноября, а следующую партию только в январе. Раствор «Солу-Медрол» пока поставлять в Россию не собираются.
Нужно отметить, что резкое прекращение приема метилпреднизолона приводит к моментальному обострению ревматического заболевания, если пациент до этого принимал препарат каждый день, дольше трех месяцев в дозировке от 10 мг. В свою очередь, это ведет к инвалидизации и необратимым поражениям внутренних органов.