Редакция соцсети «Фарма РФ» — профессионального сообщества фармацевтов — представила итоги опроса на тему расширения нелекарственного ассортимента аптек. На вопросы о товарах, которые допустимо продавать в аптеках, помимо медикаментов, отвечали сами провизоры и фармацевты.
Аптечные ассоциации решили вновь поднять вопрос в Правительстве о расширении нелекарственного ассортимента аптек, который ранее отклонила Госдума, чтобы не превращать аптеку в обычный магазин. По мнению представителей фармрозницы, это поможет придать устойчивость аптечному бизнесу в условиях конкуренции с интернет-аптеками и онлайн- площадками, которым с недавних пор также разрешили торговать лекарствами.
Что думают об этом сами работники аптек, они рассказали в профессиональном сообществе «Фарма РФ». Всего в опросе поучаствовали более 400 человек.
В целом мнения о целесообразности расширения нелекарственного ассортимента разделились почти поровну. 54% опрошенных (218 человек) согласились, что это следует сделать, 39% (156 человек) ответили отрицательно, 7% (28 человек) затруднились с ответом.
Главными преимуществами от продажи в аптеках большего количества нелекарственных товаров участники опроса назвали рост доходов аптеки (так ответили 23%), повышение популярности аптеки как места с широким выбором товаров (19%), увеличение доступности товаров для населения (16%) и рост зарплат сотрудников (16%). Впрочем, 13% участников опроса ответили, что никаких преимуществ в этом нет.
Среди перечисленных недостатков такого шага фармацевты называли дополнительные нагрузки, связанные с работой с новыми категориями товара (24%) и с посетителями (17%); удар по престижу и деградацию профессий «провизор» и «фармацевт», потерю уникальности аптеки и ее конкурентного преимущества перед продовольственными сетями (18%) и необходимость налаживать работу с новыми поставщиками (8%). По мнению 10% респондентов, никаких недостатков в этом нет.
Достаточно красноречиво мнение работников аптек выражали их комментарии в поле «свой вариант ответа»: «аптека должна оставаться аптекой, а не керосиновой лавкой», «аптека должна оставаться АПТЕКОЙ! Нас, фармацевтов, и так продавцами называют…Обидно, да» и т.д.
Фармацевты голосовали и за виды нелекарственных товаров, которые, по их мнению, допустимо продавать в аптеках. Лидерами стали ортопедические изделия и продукция для личной гигиены (по 15%), им чуть уступили косметика и детское питание (по 12%). Менее интересными участникам опроса показались: продукты здорового питания — орехи, масла, семена и т.д. (8%), игрушки и товары для детей, жевательная резинка, конфеты, леденцы ( все по 6%), ветеринарные препараты и товары для животных (6% и 4%, соответственно), безалкогольные напитки и товары для спорта (5%), бытовые и электрические товары, хозяйственные товары, бытовая химия (2%), а также галантерейные и текстильные товары (1%). За фаст-фуд не проголосовал никто. Впрочем, в комментариях участники указывали, что ортопедические изделия, косметику, средства гигиены и лечебное питание можно и так найти в аптеках. Дополнительно они предложили ввести в ассортимент обычную воду в бутылках, а не только минеральную.
Аптекари категорически отказались продавать посетителям алкоголь и табачные изделия — так ответили 23% респондентов, кофе и фастфуд — 22%, бытовую химию -18%, интим-товары для взрослых — 12%.
На вопрос «верите ли вы в то, что законопроект о расширении нелекарственного ассортимента в аптеках когда-нибудь будет принят?» утвердительно ответили 62% опрошенных (250 человек), отрицательно — 33% (133человека). Свой ответ дали 5% (19 человек). Среди вариантов были: «будет выгодно владельцам бизнеса — примут», «в нашей стране все возможно», «когда появится своё лобби, противостоящее лобби ритейла», «примут,но скорее всего очень не скоро», «очень надеюсь, что нет!!!». Также участники выразили опасения, что вместо этого лекарствами разрешат торговать еще каким-либо учреждениям, например, банкам или почте (у нее уже есть лицензия на доставку лекарств, чтобы их могли получать жители отдаленных регионов, где нет аптек, — прим. ФармМедПром).