Депутаты предложили допускать к оказанию услуг дополнительного профобразования вузы или научные центры, которые имеют аккредитацию по основным образовательным программам по базовым специальностям, сообщил «МВ».
Участники заседания Общественного совета при Росздравнадзоре в Общественной палате РФ обсудили необходимость поправок в законодательство о лицензировании рынка услуг дополнительного профессионального образования (ДПО) для специалистов медицинского и фармацевтического профиля.
Специалисты разных ведомств отметили, что качество дополнительного образования снизилось, поскольку программы и уровень преподавания в некоторых структурах, предоставляющих подобные услуги, не соответствует современным требованиям. «В последние шесть—десять лет этот процесс не сдвинулся, потому что лобби некоммерческих организаций очень и очень сильное. Они берут демпингом и ложными услугами, когда за 300 рублей присылают готовый сертификат. Сейчас у Минздрава нет полномочий по разработке типовых программ. Поэтому программы идут разного качества, разной продолжительности. В итоге мы получаем специалистов не того уровня и качества, которые требуются для оказания медицинской помощи», — заявила Людмила Летникова, директор Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении.
Она считает, что в законе «Об образовании» нужно закрепить полномочия Минздрава по разработке и утверждению типовых программ ДПО по профильной подготовке. В Положение о лицензировании необходимо конкретизировать требования к образовательным центрам, что отсеет недобросовестных поставщиков услуг. По мнению Летниковой, в реестре лицензий нужно указывать конкретную специальность, заявленную образовательным учреждением, а учить по другим специальностям заявитель не сможет.
На отсутствие в ряде образовательных центров нужного числа преподавателей высокой квалификации, имеющих аккредитацию и практический опыт работы в медицине, обратила внимание Ирина Серегина, заместитель руководителя Росздравнадзора. Она также отметила, что не везде есть медицинские симуляторы для отработки практических навыков. «Эти организации проводят профпереподготовку специалиста за три-четыре месяца. Низкое качество знаний и навыков таких специалистов не может не отражаться на качестве медицинской помощи населению», — подчеркнула она.
Как сообщил Александр Мажуга, первый зампред Комитета Госдумы по науке и высшему образованию, законопроект о лицензировании сферы ДПО, в том числе, для мед- фармобразования, разработан и проходит согласования. В нем предусмотрен механизм аккредитационной экспертизы для всех программы ДПО. Обучать по этим программам возможно будет в высших учебных заведениях или научных организациях, предоставляющих высшее образование по одноименной специальности.
В декабре 2021 года Минздрав объявил о том, что подготовлен законопроект, предоставляющий ведомству право разрабатывать типовые программы ДПО для фармацевтов и медработников, поскольку нет инструмента контроля за соблюдением требований к программам дополнительного медицинского и фармацевтического образования.