Новые требования к производству и обороту этилового спирта появятся в законе об обращении лекарств. Госдума приняла законопроект 25 июля во втором чтении, информирует «Парламентская газета».
В законопроекте за производителями лекарств, содержащих этиловый спирт, закрепляется обязанность маркировать и первичную, и вторичную упаковку препарата, имеющего в составе спирт. Также устанавливается закрытый перечень лиц, которые могут приобретать этиловый спирт у организаций оптовой торговли лекарственными средствами.
Если Росздравнадзор установит, что организация, занимающаяся оптовой торговлей лекарственными средствами, нарушила установленные законом требования, то действие лицензии приостанавливается на 10 рабочих дней в части осуществления оптовой торговли ЛС для медицинского применения.
Среди наказаний за нарушения закона об обращении лекарств предусмотрено и прекращение действия лицензии по решению лицензирующего органа. Это может произойти после того, как действие лицензии на фармдеятельность в части осуществления оптовой торговли ЛС для медицинского применения будет приостановлено на срок, определенный лицензирующим органом (но не менее чем на один месяц).
Как пояснил Сергей Алтухов, член комитета Госдумы по экономической политике, в законопроект поступили четыре уточняющие поправки, которые было рекомендовано принять. Закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года, кроме некоторых положений.
Напомним, что в начале июля 2023 года Валентина Матвиенко выступила за ужесточение мер контроля за оборотом этилового спирта. Она предложила ввести акциз на весь этиловый спирт, в том числе и медицинский. Эта мера, по ее мнению, повлияет на снижение объема контрафактного алкоголя. Спикер СФ привела статистические данные о том, что в 2022 году было произведено в четыре раза больше медицинского спирта, чем требовалось для медицинских нужд. А из излишков медспирта произвели 13 млн дал (1 дал равен 10 литрам) нелегальной спиртосодержащей продукции, включая водку.
Ранее Антон Силуанов, министр финансов, предложил строже контролировать производство медицинского спирта, чтобы он использовался только для производства лекарств. Однако Игорь Алешин, глава Росалкогольрегулирования (РАР), отметил трудности в отслеживании случаев незаконного перевода спирта, так как контроль осуществляется Минздравом. Он видит проблему в отсутствии единой базы данных для отслеживания фармацевтического спирта, а различием в учете пользуются недобросовестные производители. В 2022 году Росалкогольрегулирование получило доступ к информации о перемещении лекарств, содержащих спирт, через систему маркировки. Это дало органу надзора возможность отслеживать путь этанола от фармацевтической молекулы до конечного потребителя. Ранее РАР могло узнать о перемещении спирта только до его поступления на фармацевтическое производство.