Эксперты единогласно сочли, что предложение запретить рекламу безрецептурных препаратов скорее навредит, чем принесет пользу.
Эксперты фармотрасли предлагают не торопиться принимать закон, запрещающий рекламу безрецептурных лекарств на радио и телевидении. Его обсуждение состоялось во время Общественного совета при Росздравнадзоре. Напомним, внести поправки в статью 24 Федерального закона «О рекламе» предложили депутаты Госдумы от фракции ЛДПР. В случае принятия законопроекта, рекламировать препараты безрецептурного отпуска можно будет только на специализированных телевизионных каналах и во время специальных радиопрограмм с участием медицинских и фармацевтических работников. По мнению разработчиков, реклама лекарств вредит тем, что приводит к самолечению с его опасными последствиями: бесконтрольным приемом антибиотиков и других потенциально опасных лекарств.
С этим не согласился председатель Общественного совета при Росздравнадзоре Виктор Дмитриев.
«Нормативная база, которая сегодня реализуется в России, соответствует рекомендациям ВОЗ, а также всем международным актам, регулирующим оборот лекарственных средств. Это также касается и рекламы безрецептурных лекарств. Реклама — это обязательная составляющая часть ответственного самолечения, которая очень активно пропагандируется Всемирной организацией здравоохранения. Философия этого самолечения сводится к тому, что, во-первых, это профилактика и лечение болезней, не требующих медицинских консультаций. Во-вторых, учитывая географические и демографические особенности России, реклама расширяет возможности оказания помощи в сельских и отдаленных территориях»,
— приводит его комментарий пресс-служба Общественной палаты Российской Федерации.
Главный внештатный психиатр Департамента здравоохранения Москвы, член Комиссии ОП РФ по охране здоровья граждан и развитию здравоохранения Георгий Костюк напомнил, что потребности людей в лекарствах на самом деле выше, чем способна удовлетворить медицинская служба.
«Запретительные меры приведут к выходу регулирования из этой сферы. Об этом свидетельствует очень печальный пример из психиатрии: 80 тысяч человек официально нуждаются в приобретении антидепрессантов. При этом количество человек, которые купили соответствующие рецептурные препараты в аптеках, превышает три миллиона. Когда одновременно есть и запрет, и потребность, последняя будет удовлетворяться любым путем, в том числе теневым»,
— подчеркнул он.
Сами пациенты также выступили против ограничения рекламы безрецептурных препаратов. Такую точку зрения высказал сопредседатель Всероссийского союза пациентов Юрий Жулев.
«Если мы говорим о доступности лекарственных препаратов в целом, то этот закон идет вразрез с законодательством в целом. Сейчас у нас наблюдается некая либерализация в виде онлайн-продаж, что хорошо, если это не отменяет контроль за оборотом препаратов и за рынком в целом»,
— сказал эксперт.
Генеральный директор АО «Ранбакси» Артура Валиев напомнил, что законодательно обоснованное информирование — это право, которое должно быть неотъемлемым для граждан России.
«Я хочу напомнить, что мы как производители действуем в рамках 38-го Федерального закона, одна из статей которого накладывает жесткие рамки на безрецептурные препараты. Реклама не должна способствовать созданию образа здорового человека, впечатления о необходимости применения рекламируемого объекта, не должна содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболевания, улучшения состояния здоровья после употребления продукта рекламы. Естественно, есть еще ряд технических требований, которые предполагают обязательную отсылку на вкладыш. И хочу заметить, что в РФ по закону мы обязаны вкладывать в каждую упаковку очень пространную информацию, чтобы не разграничивать отношения между пациентом и врачом. И это как хорошо, так и плохо. Тем не менее все это в совокупности позволяет максимально представить препарат на рынке»,
— пояснил он свою точку зрения.
С этим согласна исполнительный директор союза «Национальная фармацевтическая палата» Елена Неволина. По ее мнению, реклама на телевидении сегодня осталась одним из немногих источников достоверной информации.
«Во-первых, здесь выступает рекламодатель-производитель, который в первую очередь беспокоится за свою репутацию. Во-вторых, это жесткий контроль со стороны Федеральной антимонопольной службы. Подобного рода двойной контроль позволяет потребителю получать объективные данные, ровно такие же, что распространяют врачи»,
— подчеркнула эксперт.
Завершая заседание, Виктор Дмитриев подчеркнул, что все участники встречи оказались солидарны в мнении, что предложенные поправки принесут больше проблем, чем пользы как для пациентов, так и врачей.
Между тем, незаконная торговля лекарствами продолжает расти в России, причем в том сегменте, где реклама как раз запрещена, — то есть у рецептурных и наркотических препаратов. Так, начиная с 2020 года Роскомнадзор заблокировал свыше 45 тыс. интернет-сайтов, незаконно торговавших лекарствами. Почти половину из них — в 2022 году, пишут «Известия» со ссылкой на данные надзорных ведомств. Оказалось, что самой частой причиной блокировки стала продажа незарегистрированных в России лекарств, а также рецептурных и наркотических препаратов, которыми по закону нельзя торговать в интернете.