С 25 по 29 ноября прошел XII Всероссийский конгресс пациентов в онлайн-формате. На мероприятии руководители федеральных ведомств, представители пациентских организаций и медицинские специалисты обсудили векторы развития российской модели здравоохранения, современные вызовы и тренды в данной области, а таже рассказали об актуальных проблемах, с которыми сталкиваются пациенты. Одно из заседаний было посвящено настораживающей проблеме – антимикробной резистентности (АМР).
В рамках круглого стола «Сдерживание АМР и доступность критически-значимых антибиотиков для пациентов: новые вызовы и пути преодоления» ведущие эксперты из разных областей здравоохранения вместе с представителями фармацевтической индустрии обсудили, чем грозит необоснованное и неконтролируемое потребление антибиотиков, почему категорически важно иметь резерв жизнеспасающих препаратов и какие существуют сложности в разработке и производстве новых антимикробных агентов.
Антимикробная резистентность – это устойчивость различных возбудителей заболеваний к современным антимикробным препаратам. Вследствие резистентности лечение инфекционных заболеваний становится более проблематичным: повышается риск коинфекций, чаще наблюдается более тяжелое течение заболевания, которое может привести к сепсису или другим жизнеугрожающим состояниям, вплоть до летального исхода.
На заседании эксперты постарались донести мысль о том, что АМР – это комплексная проблема, которая затрагивает многие сферы жизни и выходит далеко за пределы круга интересов врачей и специалистов. «Важно отметить, что это не только медицинская проблема. Если бездействовать, то потери мировой экономики к 2050 году могут составить 7% мирового ВВП, уже сейчас они составляют более 100 триллионов долларов. Но самое главное, конечно – преждевременная потеря жизней: от резистентности к антибиотикам уже умерли более 300 миллионов человек. Страшно представить – эта цифра сравнима с двумя населениями России или половиной Европейского Союза. Очень важно начать действовать уже сейчас, иначе к 2050 году из-за АМР ежегодно будут умирать 10 миллионов человек, что будет больше, чем количество летальных случаев по причине онкологических заболеваний», –отметил Роман Сергеевич Козлов, д.м.н, профессор, ректор ФГБОУ ВО «Смоленский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения РФ, президент Межрегиональной ассоциации по клинической микробиологии и антимикробной химиотерапии (МАКМАХ), главный внештатный специалист Минздрава России по клинической микробиологии и антимикробной резистентности МЗ РФ, руководитель Сотрудничающего центра ВОЗ по укреплению потенциала в сфере надзора и исследований антимикробной резистентности, г. Смоленск.
Социальные и экономические последствия АМР также отметила Светлана Александровна Рачина, д.м.н., заведующая кафедрой госпитальной терапии №2 Первого МГМУ им. И.М. Сеченова: «Мы видим удлинение периодов пребывания в стационаре и увеличение длительности лечения вследствие АМР. Как результат, такие пациенты гораздо медленнее возвращаются к своим трудовым обязанностям. Это повышает риск потери трудоспособности и инвалидизации. И наконец, это дополнительные расходы, связанные с терапией и восстановлением».
Вследствие АМР увеличивается число циркулирующих резистентных штаммов, которые не чувствительны к противомикробным препаратам. Это явление вызвано в первую очередь нецелевым и избыточным применением антибиотиков, несоблюдением правил санитарии и гигиены, в том числе в медицинских учреждениях. Кроме того, ситуацию усугубляют отсутствие достаточного количества действенных и доступных лекарственных препаратов и вакцин, методов диагностики, а также низкий уровень информированности о проблеме АМР среди специалистов здравоохранения и населения.
«На данный момент мы имеем не только резистентные штаммы, к которым неприменимы несколько антибиотиков или групп препаратов, но и панрезистентные, то есть такие микроорганизмы, которые лечить по большому счету нечем. Я неоднократно говорил, что антибактериальная терапия – это жизнеспасающая технология, но это и достаточно опасная технология при неправильном использовании, формирующая в будущем большие проблемы, которые проявляются уже и сегодня. Крайне настораживает, что сейчас появляются новые высокопатогенные штаммы, их практически невозможно лечить, и они однозначно вызывают жизнеугрожающие инфекции, которые сопровождаются высоким процентом летальности», – прокомментировал Владимир Витальевич Кулабухов, ведущий научный сотрудник ГБУЗ «НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского», Президент Российского Сепсис форума, член Координационного совета Ассоциации анестезиологов-реаниматологов, член Президиума правления Альянса клинических химиотерапевтов и микробиологов.
Для улучшения ситуации с АМР специалисты предлагают различные решения. По мнению Яна Владимировича Власова, Сопредседателя Всероссийского союза общественных объединений пациентов, руководителя Совета общественных организаций по защите прав пациентов в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения, базовой мерой является укрепление системы контроля за назначением антибиотиков. Светлана Рачина уверена, что необходимо информировать пациентов о том, что противомикробные препараты следует приобретать исключительно по назначению специалиста и применять их строго по инструкции, так как соблюдение длительности лечения и дозировки играют решающую роль в эффективности этих средств.
При острых инфекциях критически важно получить жизнеспасающую противомикробную терапию в первые часы заболевания. Как отмечают специалисты, для решения этой проблемы следует создавать запас необходимых препаратов при медицинских учреждениях. Юрий Сергеевич Полушин, д.м.н., профессор, академик РАН, руководитель научно-клинического центра анестезиологии и реаниматологии, заведующий кафедрой анестезиологии и реаниматологии ФГБОУ ВО «Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени акад. И. П. Павлова» Минздрава РФ, президент Ассоциации анестезиологов и реаниматологов рассказал о важности формирования такого резерва антибиотиков в ЛПУ, а также о необходимости уточнения подходов к компенсации затрат на дорогостоящую антибактериальную и противогрибковую терапию при лечении инфекционных заболеваний.
Стремительное распространение резистентных штаммов выводит на передний план еще одну проблему – низкие темпы разработки новых противомикробных препаратов. Специалисты в области фармацевтики указывают на то, что с конца ХХ века не было открыто новых классов антибиотиков, и это приводит к дефициту эффективной терапии в настоящее время.
В своем выступлении Алмаз Мифтахов, директор бизнес-подразделения «Госпитальные препараты» Pfizer в России и Беларуси, объяснил, что данная ситуация сложилась из-за длительности и высокой стоимости процесса разработки новых препаратов. Эксперт рассказал, что для создания антибиотика требуется провести клинические исследования, которые могут продлиться от 10 до 20 лет, а общие затраты на процесс доходят до 1,5 миллиардов долларов, при этом риски «не дойти» до этапа регистрации очень высоки – вероятность одобрения составляет всего 1,5%. Для оптимизации процесса вывода на рынок новых противомикробных препаратов во всем мире начали применяться такие механизмы, как снижение затрат на раннем этапе разработки, использование фондовых и грантовых средств, возмещение препаратов на этапе гражданского оборота после одобрения регуляторами. Кроме того, запущены новые форматы распространения антибиотиков, например модель подписки («модель Netflix»), при которой производителям ежегодно выплачивается фиксированная абонентская плата.
«Эта проблема должна обсуждаться не только внутри индустрии, не только среди фармацевтических компаний. Необходим диалог с государством, с пациентами, с медицинским и научным сообществом и обществом в целом, чтобы достигать нужных решений вместе. Обеспечение доступа к инновационным противомикробным препаратам является стратегическим приоритетом для Pfizer Россия – на это работает вся наша кроссфункциональная команда. Мы также поддерживаем исследовательские и образовательные программы для специалистов и медицинского сообщества и занимаемся мониторингом ситуации по распространению антимикробной резистентности. Только объединение усилий и комплексный подход позволят нам предотвратить «антиутопию» с АМР в будущем», – добавил Алмаз Мифтахов.
Текст: Pfizer