Пилотный проект по маркировке биологически активных добавок к пище и антисептических средств завершился 28 февраля, в нем приняли участие многие крупные производители и продавцы соответствующей продукции, в том числе маркетплейс Ozon. Старт обязательной маркировки БАДов и антисептиков ориентировочно назначен на 1 апреля 2023 года.
Экспериментальный проект по маркировке биологически активных добавок стартовал 1 мая 2021 года. Эксперимент по маркировке парфюмерно-косметической продукции, предназначенной для гигиены рук с заявленным антимикробным действием, а также кожных антисептиков начался чуть позже — 1 августа того же года. Изначально экспериментальный этап должен был завершиться 31 августа 2022 года, однако в связи с текущей экономической ситуацией его продлили до 28 февраля 2023 года.
Целями эксперимента было тестирование возможности нанесения маркировочных кодов на БАДы и антисептики, оценка эффективности отслеживающей информационной системы, и, в конечном итоге, анализ целесообразности введения обязательной системы маркировки данных видов продукции. Как сообщает ТАСС, оператор системы маркировки товаров «Честный знак» – Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) – уже подвел первые итоги эксперимента.
В добровольном этапе маркировки БАДов приняли участие 4 780 компаний, среди которых крупные российские фармкомпании, такие как «Эвалар», «Фармстандарт», «Нижфарм» и др. В эксперименте также участвовали импортеры: Queisser Pharma, «Доктор Реддис», «Мастер Спорта», «Левел 99» – они маркировали свою продукцию на таможенных складах.
В ходе пилотного проекта была протестирована большая часть технологических и бизнес-процессов, связанных с оборотом БАДов, маркировку наносили на все виды упаковки, коды получили 5,2 млн единиц продукции. Также проведен успешный эксперимент по продаже маркированных БАДов на маркетплейсе Ozon.
По оценке экспертов Высшей школы экономики, доля незаконного оборота БАД в России составляет более 50%. Ожидается, что после внедрения обязательной маркировки доходы легальных производителей вырастут до 2,2 млрд рублей в год, при этом значительно вырастут поступления в бюджет.
Участников пилотного проекта по маркировке антисептиков оказалось почти в два раза больше: 8289 компаний изъявили желание участвовать в проекте. В основном это были представители российского оптово-розничного сегмента; также в добровольном эксперименте приняли участие 168 производителей, в том числе НПФ «Геникс», «ИНТЕРСЭН-плюс», «Бентус Лаборатории» и 260 импортеров.
В ходе эксперимента маркировку наносили на все популярные виды упаковок: флаконы от 10 миллилитров до 1 литра, бутылки, канистры, тубы, коробки и флоу-паки (в них продаются влажные салфетки, в том числе с антимикробным действием). Участники протестировали цепочки движения товаров от производства до продажи конечному потребителю и освоили соответствующий электронный документооборот.
Маркировка в этой категории также призвана значительно снизить нелегальный оборот антисептической продукции. По оценкам специалистов НИУ ВШЭ, доля незаконных антисептиков так же высока, как и в случае с БАДами и превышает 50%, введение цифровой маркировки выведет их из тени и увеличит доходы легальных производителей до 0,7 млрд рублей в год. Участники эксперимента отметили, что первые результаты в этом направлении были достигнуты уже в ходе пилотного проекта.
Ранее Минпромторг России представил проект постановления правительства, согласно которому обязательная цифровая маркировка БАДов и антисептиков может начаться 1 апреля 2023 года.