«Его величество пациент», или что такое пациент-ориентированный фармбизнес

    29.11.2021
    Новости
    970

    В Москве проходит XII Всероссийский конгресс пациентов, в ходе которого обсуждают самые актуальные проблемы взаимодействия общества, государства и бизнеса в сфере здравоохранения. Одной из таких тем стала пациент-ориентированная модель в фармацевтическом бизнесе. О том, что это такое и каковы ожидания участников процесса друг от друга, говорили на одноименной сессии представители регуляторных органов, пациентских сообществ и руководители крупнейших в России фармацевтических ассоциаций.

    Началом для обсуждения послужили результаты опросов пациентских сообществ. Следующие данные некоторые представители фармотрасли нашли в буквальном смысле «обескураживающими»: на вопрос, насколько, по ощущениям пациентов, производители лекарственных средств и медицинских изделий стараются учесть их потребности, 62,45% ответили, что мало; 20,68% сказали, что бизнес не старается совсем; и лишь 16,88% считают, что предпринимается много усилий. Также 64,35% принявших участие в опросах пациентов утверждают, что найти достоверную информацию об интересующих их лекарствах или медизделиях можно, но с трудом; 20% считают, что это очень сложно; и 15,65% не испытывают трудности при поиске нужной информации. На вопрос, чувствуют ли они себя в безопасности, используя лекарственные препараты или медицинские изделия, 11,01% респондентов ответили, что обеспеченность безопасности высокая, 21,59% считают ее низкой, а подавляющее большинство из 67,4% голосов – средней.

    Вадим Кукава, исполнительный директор Ассоциации ведущих мировых инновационных фармацевтических компаний «Инфарма», напомнил, что ежедневно и ежечасно сотни тысяч экспертов фармкомпаний по всему миру, включая Россию, трудятся, чтобы разработать новые эффективные и доступные препараты для пациентов. Яркий пример тому – кампания со слоганом #We Won`t Rest («мы не остановимся» — пер. с англ), которую с приходом пандемии начала Европейская федерация фармацевтических производств и ассоциаций (EFPIA), декларируя свою готовность не сдаваться, поддерживать пациентов по всему миру и искать эффективное средство от ковида.

    Также эксперт призвал не забывать: менее через год после вспышки COVID-19 начали появляться передовые вакцины, которые уже спасли жизни множеству людей, и это стало возможным именно благодаря усилиям фармацевтических компаний. Глобальные представители фармацевтической индустрии участвуют в программах справедливого распределения вакцин и других препаратов в тех странах, которые сами никогда не смогут их произвести, чтобы обеспечить каждого пациента необходимым ему лекарством.

    Владимир Шипков, исполнительный директор Ассоциации Международных Фармацевтических Производителей (AIPM), как и другие его коллеги отметили, что для фармацевтической индустрии пациент-ориентированность стоит во главе угла. У AIPM помимо двойного уровня контроля (международного и локального) соблюдения всех норм, имеются также строгие меры саморегулирования в виде Кодекса надлежащей практики AIPM, задающего «высокие этические стандарты деятельности фармкомпаний», как в нем самом говорится, и жесткие механизмы мониторинга следования ему.

    Дмитрий Кудлай, председатель Правления Ассоциации фармацевтических производителей ЕАЭС (АФПЕАЭС) и генеральный директор АО «ГЕНЕРИУМ» заметил, что, говоря о пациент-ориентированном подходе, важно помнить о специфике компании.  «ГЕНЕРИУМ», являясь лидером в орфанном сегменте (сегменте редких заболеваний) российского фармацевтического рынка, имеет четкое представление о своих пациентах, поэтому находится с ними в плотном контакте еще на этапе «задумки» будущего препарата. Проводятся консультационные встречи ученых-разработчиков с пациентскими сообществами, обсуждаются не только препараты, но и все связанные с их использованием вопросы, отрабатывается социальный запрос пациентов, нуждающихся в определенной терапии. Такая прозрачность процессов наряду со строгой системой фармаконадзора, а также обязательным согласием  с Декларацией о политике в области разработки, производства, контроля качества и мониторинга безопасности лекарственных средств является обязательным условием деятельности всех членов Ассоциации фармацевтических производителей Евразийского экономического союза, сказал Дмитрий Кудлай.

    Эксперты сошлись во мнении, что все, что касается пациентов, должно обсуждаться с их непосредственным участием. Ян Власов, сопредседатель Всероссийского союза пациентов, президент Общероссийской общественной организации инвалидов больных рассеянным склерозом, председатель Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения подтвердил, что пациенты зачастую сами по себе являются экспертами, и к их точке зрения и опыту необходимо прислушиваться, привлекая на всех этапах, начиная с разработки препаратов или создания новых способов их доставки, и так далее. Голос пациента и учет его интересов – это и есть пациентоориентированная модель в здравоохранении.

    Понятие пациент-ориентированности должно быть в центре внимания и фармпроизводителей, и представляющих их ассоциаций, и регуляторов. «Нужно искать баланс между государством, производителем и его величеством пациентом в центре внимания», — отметил Владимир Шипков. Очевидно, Министерство здравоохранения в полной мере поддерживает эту мысль и в данный момент занимается поиском концепции пациент-ориентированности и ее применения в нормотворчестве, напомнил модератор сессии Ян Власов.

    Новости

    читать все
    наверх