Генеральный директор Центра внедрения «ПРОТЕК» принял участие в обсуждении факторов, осложняющих динамику работы товаропроводящей цепочки от производителя к потребителю. Дискуссия состоялась в ходе XVI международной конференции «Фармацевтический бизнес в России-2021».
По словам руководителя ЦВ «ПРОТЕК» Дмитрия Погребинского, 20% аптечных учреждений в России совсем не используют систему мониторинга движения лекарственных препаратов, и это, по его мнению, является недопустимо большой цифрой. В качестве примера он рассказал о возникшей у фармдистрибьютора в прошлом ситуации с поставкой на Сахалин: «К нам пришло письмо, что в аптеке проверили лекарство, а оно числится за «ПРОТЕКом». Оказалось, что аптека даже не подключена к системе. Поэтому оно действительно числится за «ПРОТЕКом», несмотря на то, что «ПРОТЕК» это лекарство давно отпустил».
Другой участник дискуссии президент и генеральный директор ГК Alium Рустем Муратов отметил, что одна из крупнейших проблем с маркировкой на сегодняшний день заключается уже не в операторе системы – ЦРПТ, и не в производителях, а в большом количестве розничных точек.
И действительно, как показал анализ российской фармацевтической розницы за 2020 год, проведенный компанией AlphaRM, концентрация аптек в Российской Федерации сегодня выше, чем во всем мире. В среднем, она составляет 4,7 на 10 тысяч человек. Для сравнения, в Москве – 3,7 на 10 тыс. жителей, в Ненецком АО – 7,3 на 10 тыс. жителей.
Убытки из-за перебоев в системе маркировки не устраивают и производителей, особенно крупных. «Мы вложили сотни миллионов рублей в производственные линии, в систему маркировки и т.д. Из-за высокого прироста товарооборота у нас обычно нет больших запасов, — рассказывает Рустем Муратов, — И главный вопрос зачем? Изначально, когда систему презентовали, рассказывали о прозрачности рынка, о том, что производитель будет видеть передвижение лекарств, и хотелось бы что-то получить взамен, кроме вложенных денег и большого количества проблематики, которая еще сохраняется для всего рынка, а не только для нас». По его мнению, система все еще не работает так, как было задумано изначально.
«И если 20% аптек не списывают, это копится в закромах компании, хотя по факту продано, в чем логика системы, кроме акта выпуска стикеров за деньги?», — интересуется глава Alium. Из-за неготовности системы, компания вынуждена удлинять сроки цикла обработки товара внутри предприятия на две недели, поскольку годовых запасов продукции при таком объеме у нее нет. Это, конечно, вызывает недовольство, поскольку существенно замедляет скорость работы, что очень важно, отмечает он.