В Госдуме и Совете Федерации ищут причины повышения стоимости лекарств и предлагают разные способы, чтобы остановить рост цен на фармацевтические препараты, пишет «Парламентская газета».
Как пишет издание, цены на лекарства неуклонно повышаются с 2019 года. За 2022 год был зафиксирован рост на 10,2 %, в 2021 году — на 6,6%, в 2020-ом — на 8,6 %, в 2019 году — на 6,4%. С января по сентябрь 2023 года подорожание медикаментов составило 5%, всего в этом году — на 7%. По данным Росстата, за октябрь цены на лекарства (без учета входящих в ЖНВЛП) в среднем увеличились на 1,2%.
Издание приводит мнение депутатов о том, какие меры могут сдержать рост цен, в том числе предлагается «заморозить» цены на ЛП или ввести госрегулирование. Кстати, подобное решение на днях было принято в отношении противовирусных препаратов. «До 1 января 2025 года не будут меняться предельные отпускные цены, установленные на ряд противовирусных лекарств из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП)», — отметили в Минздраве.
По мнению сенатора Вадима Деньгина, такая «заморозка» цен на препараты от ОРВИ оправдана, поскольку государство заинтересовано в выздоровлении человека. Поэтому больной должен иметь возможность купить необходимое лекарство по доступной цене. Сенатор считает, что некоторые аптеки «бесстыдным образом завышают цены для граждан и сеют социальную напряженность».
Он предлагает пристально отслеживать стоимость лекарств и нацеливать владельцев аптек на социально оправданные цены. «На некоторые препараты для определенной категории граждан цены космические. Чем они обусловлены? Аптеки получают лицензии, обороты у них серьезные, поэтому надо мониторить пространство, проводить круглые столы с участием владельцев аптек, чтобы они работали не только ради наживы. Нередко одно и то же лекарство продается в одной аптеке по одной цене, а в соседней — по другой. С этим надо разбираться, и наказывать тех, кто задирает цены», — суверен Деньгин.
Сенатор выдвинул идею о создании «единого окна», куда потребители могли бы сообщать о «сумасшедшей» стоимости лекарств. Денгин считает, что когда хозяева аптечных сетей, опасаясь попадания в черные списки или получения административного наказания, остерегутся завышать цены.
Алексей Старченко, член общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, отметил, что потребителей беспокоит рост цен. «Даже отечественные препараты в течение двух последних лет стали заметно дороже. Не все пациенты пользуются льготами, а при растущей стоимости продуктов питания цены на лекарства становятся для некоторых людей неподъемными», — сказал он. Старченко считает, что в росте цен заинтересованы аптеки, поскольку санкций в отношении лекарств не вводилось. «У нас столько аптек развелось, что можно сделать вывод о прибыльности этого бизнеса. За счет потребителей, конечно», — отметил он. Действенной мерой Старченко считает более жесткий контроль за аптечной сферой.
В тоже время, Айрат Фаррахов, член Комитета ГД по бюджету и налогам, доктор медицинских наук, предостерегает от скоропалительной «заморозки» цен. Принятию решения должен предшествовать анализ ситуации на рынке, чтобы избежать исчезновения из продажи доступных лекарств.
Айрат Фаррахов предлагает использовать все существующие механизмы для сдерживания роста стоимости лекарств. По его мнению, четко должно осуществляться госрегулирование цен на лекарства из списка ЖНВЛП, с чем государство сейчас справляется. Среди других мер, депутат предлагает поддерживать аптечное производство персональных и недорогих лекарств. Кроме того, он уверен, что «нужно серьезно совершенствовать законодательство о госзакупках. В системе должна быть учтена особенность лекарств. Есть категория единственных лекарств, и закон о контрактной системе здесь не работает». Для устранения проблем с обеспечениями лекарствами жителей отдаленных и труднодоступных районов, по мнению Фаррахова, нужно развивать доставку ЛС через маркетплейсы и наладить выписку электронных рецептов, что также устранит аптечные наценки.
«Россия не входит в число лидеров по объему потребления лекарств. Учитывая, что население стареет, этот показатель должен увеличиваться. Поэтому препараты должны быть более доступными для россиян», — отметил Фаррахов.
В конце сентября ФАС опубликовал сведения о результатах контроля за формированием цен на лекарства, особенно за лекарствами из списка ЖНВЛП препаратами для лечения тяжелобольных детей. Из проанализированных в 2022 году 9000 цен на ЛП, согласовано было 8 000. В 2023 году проверено формирование 4 500 цен, одобрено 3 800. «Несогласованные цены признаны необоснованными и отозваны», — отметил тогда руководитель службы Максим Шаскольский. По данным ФАС, с 2022 года производители лекарств понизили 155 предельных отпускных цен на ЛП в среднем на 14%.