На прошедшем в Москве 12-м ежегодном Евразийском фармацевтическом форуме были представлены ключевые тренды, которые будут определять развитие фармацевтических рынков отрасли в регионах Евразийского союза и постсоветского пространства до 2025 года. Аналитическими данными поделился Алексей Савин, руководитель консалтингового департамента IQVIA в России и СНГ.
- Ситуация с разразившейся в 2020 году новой коронавирусной инфекцией стимулировала государственные органы на оказание значительной помощи системе здравоохранения, и финансовой, и регуляторной. В странах СНГ на это были выделены около 2-4% от ВВП. По сравнению с развитыми странами мира показатель относительно небольшой (например, в США и Великобритании он составл 15%, в Германии – 11%), но для Евразийского региона весьма ощутимый. Часть выделенных средств была направлена на поддержку фармацевтической отрасли. Этот рынок в указанном регионе обычно финансируется самим населением, оставляя государству около 20-25% на финансирование госпитального сегмента и программ возмещения. Но в прошлом году доля государств в этих сегментах выросла. Согласно прогнозу IQVIA, в течение ближайших 5 лет этот тренд сохранится, и можно ожидать более активного участия государств в программах борьбы с инфекционными, онкологическими и другими заболеваниями.
- Недостаточный уровень финансирования здравоохранения в регионах определяется, в частности, низким уровнем цифровизации этой системы. Для того, чтобы выделенные средства эффективно достигли каждого пациента, необходима абсолютная прозрачность и контроль всех процессов. Цифровизация необходима также и для интеграции с фармацевтическими рынками Евразийского союза по примеру Европы и США, уже использующих цифровые решения для работы в общем информационном пространстве.
- В 2020 году все фармрынки региона выросли на 15-20 и более процентов, и связано это с дополнительными затратами на борьбу с ковидом со стороны и пациентов, и государственных органов. Бенефициарами такого всплеска потребления стали области здравоохранения и фармацевтики, а также фармацевтические препараты и медизделия, предназначенные для борьбы с инфекционными заболеваниями и, в особенности, с коронавирусной инфекцией. В то же время спрос на продукты для стационарного лечения, в том числе оперативного, сильно уменьшился из-за ограничений, связанных с пандемией. Эти обстоятельства напрямую повлияли на рейтинги фармацевтических и медицинских компаний: выиграли и укрепились вовлеченные в борьбу с COVID-19, «просели» — несвязанные с ней.
- С 2021 году намечается отрицательная динамика продаж практически всех видов лекарственных препаратов и медизделий на фоне роста запасов медицинской и фармацевтической продукции на складах дистрибьютеров. Возможно, этот тренд сохранится на долгое время.
- В ближайшие пять лет будет выражен рост популярности биосимиляров, более привлекательных из-за своей низкой цены, чем оригиналы. В России этот тренд набирает обороты уже довольно долгое время, остальные регионы постепенно догоняют нашу страну в этом отношении. Прогнозируется, что биосимиляры займут значительную долю в бюджетах госзакупок стран СНГ.
- Коронавирус высветил важность стабильных поставок лекарственных средств. Из-за введенных большинством стран ограничений на передвижения препаратов возник тренд на локализацию производств, который, несомненно, будет развиваться и далее.
- Для успешной локализации требуется эффективная консолидация и интеграция рынков, так как для производителей будут важны объемы рынка поставок, и евразийский регион в этом плане весьма привлекателен.
- Дистибьютерские сети также показывают тенденцию к консолидации. Мелкие сети банкротятся, в то время как крупные занимают уверенные позиции. Поскольку в станах СНГ нет своего опыта в этой области, регион будет стремиться к заимствованию американской модели дистрибьютерского бизнеса.
- Сегмент e-commerce раньше развился в серой зоне, однако вызовы прошлого года стали своеобразным триггером «официализации» и развития этого рынка. В большинстве стран региона электронная коммерция на рынке фармсредств пока не имеет официального статуса, но, судя по всему, эти страны будут ориентироваться на Россию как на флагмана этого процесса.
- Коронавирусная инфекция поменяла способы взаимодействия фармкомпаний и с пациентами, и с медиками. Общение перешло в диджитал и, вероятнее всего, этот тренд сохранится, возможно, в комбинации с офлайном.
Таким образом, консолидация и цифровизация фармрынков отдельных стран на пространстве Евразийского союза станут определяющими будущего отрасли на ближайшие несколько лет.