Что будет определять развитие фармрынков ЕАЭС в ближайшие пять лет? Мнение эксперта

05.03.2021
Новости
626

На прошедшем в Москве 12-м ежегодном Евразийском фармацевтическом форуме были представлены ключевые тренды, которые будут определять развитие фармацевтических рынков отрасли в регионах Евразийского союза и постсоветского пространства до 2025 года. Аналитическими данными поделился Алексей Савин, руководитель консалтингового департамента IQVIA в России и СНГ.

  1. Ситуация с разразившейся в 2020 году новой коронавирусной инфекцией стимулировала государственные органы на оказание значительной помощи системе здравоохранения, и финансовой, и регуляторной. В странах СНГ на это были выделены около 2-4% от ВВП. По сравнению с развитыми странами мира показатель относительно небольшой (например,  в США и Великобритании он составл 15%, в Германии – 11%), но для Евразийского региона весьма ощутимый. Часть выделенных средств была направлена на поддержку фармацевтической отрасли. Этот рынок в указанном регионе обычно финансируется самим населением, оставляя государству около 20-25% на финансирование госпитального сегмента и программ возмещения. Но в прошлом году доля государств в этих сегментах выросла. Согласно прогнозу IQVIA, в течение ближайших 5 лет этот тренд сохранится, и можно ожидать более активного участия государств в программах борьбы с инфекционными, онкологическими и другими заболеваниями.
  2. Недостаточный уровень финансирования здравоохранения в регионах определяется, в частности, низким уровнем цифровизации этой системы. Для того, чтобы выделенные средства эффективно достигли каждого пациента, необходима абсолютная прозрачность и контроль всех процессов. Цифровизация необходима также и для интеграции с фармацевтическими рынками Евразийского союза по примеру Европы и США, уже использующих цифровые решения для работы в общем информационном пространстве.
  3. В 2020 году все фармрынки региона выросли на 15-20 и более процентов, и связано это с дополнительными затратами на борьбу с ковидом со стороны и пациентов, и государственных органов. Бенефициарами такого всплеска потребления стали области здравоохранения и фармацевтики, а также фармацевтические препараты и медизделия, предназначенные для борьбы с инфекционными заболеваниями и, в особенности, с коронавирусной инфекцией. В то же время спрос на продукты для стационарного лечения, в том числе оперативного, сильно уменьшился из-за ограничений, связанных с пандемией. Эти обстоятельства напрямую повлияли на рейтинги фармацевтических и медицинских компаний: выиграли и укрепились вовлеченные в борьбу с COVID-19, «просели» — несвязанные с ней.
  4. С 2021 году намечается отрицательная динамика продаж практически всех видов лекарственных препаратов и медизделий на фоне роста запасов медицинской и фармацевтической продукции на складах дистрибьютеров. Возможно, этот тренд сохранится на долгое время.
  5. В ближайшие пять лет будет выражен рост популярности биосимиляров, более привлекательных из-за своей низкой цены, чем оригиналы. В России этот тренд набирает обороты уже довольно долгое время, остальные регионы постепенно догоняют нашу страну в этом отношении. Прогнозируется, что биосимиляры займут значительную долю в бюджетах госзакупок стран СНГ.
  6. Коронавирус высветил важность стабильных поставок лекарственных средств. Из-за введенных большинством стран ограничений на передвижения препаратов возник тренд на локализацию производств, который, несомненно, будет развиваться и далее.
  7. Для успешной локализации требуется эффективная консолидация и интеграция рынков, так как для производителей будут важны объемы рынка поставок, и евразийский регион в этом плане весьма привлекателен.
  8. Дистибьютерские сети также показывают тенденцию к консолидации. Мелкие сети банкротятся, в то время как крупные занимают уверенные позиции. Поскольку в станах СНГ нет своего опыта в этой области, регион будет стремиться к заимствованию американской модели дистрибьютерского бизнеса.
  9. Сегмент e-commerce  раньше развился в серой зоне, однако вызовы прошлого года стали своеобразным триггером «официализации»  и развития этого рынка. В большинстве стран региона электронная коммерция на рынке фармсредств пока не имеет официального статуса, но, судя по всему, эти страны будут ориентироваться на Россию как на флагмана этого процесса.
  10. Коронавирусная инфекция поменяла способы взаимодействия фармкомпаний и с пациентами, и с медиками. Общение перешло в диджитал и, вероятнее всего,  этот тренд сохранится, возможно, в комбинации с офлайном.

Таким образом, консолидация и цифровизация фармрынков отдельных стран на пространстве Евразийского союза станут определяющими  будущего отрасли  на ближайшие несколько лет.

Новости

читать все
наверх