Большинство фармацевтов выступило за полный запрет рекламы лекарств, показали итоги опроса в профессиональном сообществе «Фарма РФ». Ранее законопроект ограничивающий рекламу безрецептурных препаратов по ТВ предложили депутаты.
Фармацевтическая отрасль разделилась на диаметрально противоположные мнения по поводу возможного запрета рекламы лекарств по телевидению. В начале 2023 года такой законопроект повторно внесли на рассмотрение в Госдуму депутаты фракции ЛДПР объясняя это высоким риском опасного самолечения под действием рекламных слоганов. Если поправки будут приняты, то рекламу безрецептурных препаратов запретят на телевидении, за исключением специализированных телеканалов и специальных радиопрограмм с участием врачей и фармацевтических работников.
И если Общественный совет при Росздравнадзоре не поддержал такой законопроект и даже обратился в Госдуму с просьбой отклонить его, то большинство работников аптек выступило за запрет любой рекламы лекарств.
Об этом говорят итоги опроса фармацевтов, проведенного в феврале 2023 года профессиональным сообществом «Фарма РФ». За полный запрет рекламы лекарств выступили почти 36% участников. Всего на вопросы анкеты ответили 437 фармацевтов. Около 23% из них согласились с авторами законопроекта, полагая, что рекламу безрецептурных препаратов можно оставить только для специализированных СМИ. Более 11% полагают, что рекламу лекарств нужно ограничить с оговорками. А вредным такой запрет сочли лишь 18% с небольшим.
Большинство сторонников запрета или ограничения рекламы безрецептурных лекарств – опасаются, что такая реклама может создать ложное впечатление об их безопасности и увеличит склонность к опасному самолечению. Так думают более 55% респондентов, выступающих за отмену рекламы. В то, что подбирать препарат должен только специалист, а реклама негативно влияет на этот процесс, верят свыше 49% сторонников запрета. 48% назвали основной причиной склонность рекламы перетягивать внимание в пользу «раскрученных» брендов, при которой эффективные, но не рекламируемые препараты не замечают ни врачи, ни пациенты. Более 40% участников опроса полагают, что расходы на рекламу выливаются в рост конечной цены препаратов.
Сторонники рекламы лекарств опрерируют следующими доводами: существующих ограничений на рекламу рецептурных лекарств вполне достаточно (мнение более 17%), чем больше запретов, тем меньше окажется медицинская грамотность людей, кроме того, это противоречит опыту экономически развитых стран (свыше 16%), в самолечении нет ничего плохого, если оно ответственное (почти 16%).
Кстати, в поддержку рекламы лекарств выступают еще и организаторы спортивных состязаний. Так, Российский футбольный союз в ноябре прошлого года обратился с предложением разрешить демонстрацию рекламных роликов с лекарствами во время матчей к Совету Федерации. В данный момент рекламировать лекарства на таких мероприятиях запрещено.