Воспитать больше ученых – задача непростая, но посильная

    26.04.2021
    Статьи
    504

    Как сказал в своем обращении к Федеральному собранию президент Владимир Путин, стране нужна независимость в производстве лекарств и вакцин. Это залог нашей безопасности перед угрозой опасных массовых заболеваний, которую все почувствовали во время пандемии коронавируса. Однако чтобы страна могла полностью обеспечивать себя лекарствами, нужны, прежде всего, ученые, которые будут их разрабатывать. Как сегодня обстоят дела с кадрами в отечественной фармацевтической науке, и можно ли сделать так, чтобы она привлекала все больше новых молодых исследователей? Ответы на эти вопросы попытались найти люди, непосредственно связанные с наукой – генетикой, находящейся сегодня на переднем крае разработки прорывных лекарств и методов лечения. Обсуждение состоялось на конференции «ТЕРАПИЯ БУДУЩЕГО. Трансформация рынка лекарств», которая прошла 21-22 апреля в Москве. 

    Практика – наше все

    По мнению заведующего кафедрой генетики биологического факультета МГУ Евгения Рогаева, обучая людей, которые будут совершать инновационные открытия, необходимо уделить больше внимания практическим занятиям. Для того чтобы освоить такие сложные понятия, как технологии геномного редактирования, необходимы большие финансовые вложения на целевой основе и увеличение времени на практикумы. По его словам, одним из удачных примеров образовательных программ может служить разработка Инновационного научно-технического университета «Сириус». Она включает модули в области экспериментальной работы и биоинформатики, на изучение которых требуется одна-две недели. Поэтому в них принимают участие, как студенты других вузов, где нет подобных методик, так и молодые исследователи, желающие повысить свою квалификацию.

    Любовь к науке воспитывается смолоду

    Однако начинать воспитывать будущих ученых, по его мнению, следует еще раньше – уже со школьной скамьи. Евгений Рогаев рассказал, что в «Сириусе» есть образовательная модель по привлечению к экспериментальной работе школьников – в 2020 году обучение по ней прошло 795 учащихся. Работа в лабораториях осуществлялась в рамках междисциплинарных проектов МГУ и МФТИ в области физики, химии и биологии. «В этих программах школьники слушали лекции не только от учителей, но и от преподавателей университетов. Еще они пробовали проводить эксперименты по получению того или иного продукта в классах химии и элементарные эксперименты по генотипированию. По крайней мере, они уже понимают, что такое работать с пипеткой и что такое работать экспериментально в лаборатории», – рассказал завкафедрой генетики биологического факультета МГУ. Он также добавил, что в этом году обучение должны пройти уже 930 детей по ознакомительным программам в области биологии и генетики, в том числе генетики и персонализированной медицины. Есть и более углубленные программы обучения в лицее для интересующихся наукой школьников, которые учатся в Сочи. Это биологические кружки, работа в лабораториях. Кроме того, планируется приобщать учащихся к научным проектам, в том числе, проводимых студентами Центра наук о жизни Сколтеха.

    Как удержать научные кадры?

    Проблему оттока молодых специалистов, которые могли бы преподавать в России, затронул в своем выступлении вице-президент по биомедицинским исследованиям Сколковского института науки и технологий (Сколтеха) Михаил Гельфанд. И для ее решения, по его словам, недостаточно одних только мер по повышению их заработной платы и улучшению жилищных условий. Существует проблема с академической мобильностью и созданием новых научных групп. То есть молодым ученым сегодня непросто «отпочковаться» от своих научных руководителей и создать собственную лабораторию, не говоря уже о смене института, пояснил ученый.

    Есть у ученых-биологов и свои специфические трудности, рассказал Михаил Гельфанд. Прежде всего, это увеличение стоимости необходимых для исследований приборов и реактивов при пересечении границы на несколько десятков процентов. Кроме того биологические реактивы, по его словам, часто очень долго идут из-за рубежа, что очень нежелательно, учитывая особые требования к условиям их хранения. «Получается, что когда мы соревнуемся с западными коллегами, происходит бег в мешках – они бегут просто так, а мы в мешках», – такое сравнение привел вице-президент Сколтеха по биомедицинским исследованиям.

    Решением этой проблемы могло бы стать сотрудничество с индустриальными партнерами, считает ректор Инновационного научно-технического университета «Сириус» Роман Иванов. Молодые специалисты могут отправляться на стажировки в высокотехнологичные компании, а также принимать участие в индустриальной аспирантуре, где финансирование научных разработок происходит за счет заинтересованной в этом компании.

    От союза науки и индустрии выиграют все

    Однако поддержка молодых ученых может исходить не только от государства, но и от заинтересованных в новых разработках представителей фармацевтической промышленности. О том, как это организовано сегодня рассказал вице-президент по внедрению новых медицинских технологий компании «Генериум» Дмитрий Кудлай.

    Так, будущие разработчики инновационных препаратов продолжают свое обучение в индустриальной интернатуре на базе Российского технологического университета МИРЭА. По его словам, после подготовки в лаборатории в этом году компания получила шестерых специалистов, готовых участвовать в трех-четырех проектах. И в этом году также готовится новая группа. Аналогичное сотрудничество начато с МГУ по регенеративной медицине. По оценке Дмитрия Кудлая, у таких подготовленных специалистов будут прекрасные перспективы также и в области разработок по персонализированной медицине, поскольку от регенеративной медицины путь туда ближе, чем из биотехнологий.

    Кроме того, он рассказал, что вернуть интерес уехавших за рубеж специалистов к работе в России сегодня непросто. По его словам, это требует и обеспечения более выгодных финансовых условий, и готовности предоставить специалисту хорошее жилье в экологически чистом регионе. Также в качестве примера он привел «несколько радикальный»,  по его словам, подход Казахстана, где люди, даже обучаясь за границей, обязаны потом отработать в родной стране. «Иначе получается, что государственная машина по подготовке специалистов работает вхолостую», сказал Дмитрий Кудлай.

    Также нужно увеличивать количество бесплатных мест в вузах, где уровень подготовки высок, тогда это будет доступнее для заинтересованной молодежи, резюмировал вице-президент «Генериум». Кроме того, нельзя забывать о важности программ обмена с зарубежными коллегами, причем это должен быть «трансфер не только “мозгов”, но и медицинских технологий, диагностики и оборудования, только тогда это может быть интересно для российского производителя», пояснил Дмитрий Кудлай.

    Соединение науки и клинического опыта

    Важность взаимодействия исследователей и лечащих врачей в области молекулярной генетики подчеркнула директор Института высшего и дополнительного профессионального образования ФГБНУ «Медико-генетический научный центр имени академика Н.П.Бочкова» Татьяна Бухарова. «То, что молекулярный генетик может выявить какую-то мутацию с помощью определенного метода, еще не значит, что она приводит к болезни. Важно сопоставлять данные молекулярно-генетического или цитологического анализа с клинической картиной пациента. И важно иметь представление о клинических аспектах заболеваний», – подчеркнула она.

    По ее словам, сейчас в области лабораторной генетики работает много специалистов с немедицинским образованием: это и биологи, и химики. Их участие в этой работе очень важно и ценно. И для того, чтобы они могли участвовать в этой работе, надо проводить повышение квалификации, и возможно даже разрабатывать для них особые профессиональные стандарты с учетом специфики их работы. Также важно законодательно разграничить профессиональные функции, которыми будут владеть специалисты с медицинским или биологическим образованием, которые работают в области молекулярной медицинской генетики, считает Татьяна Бухарова.

    Подводя итог, участники конференции пришли к выводу, что объединение усилий научных организаций и индустрии поможет сократить разрыв между ожиданиями молодых специалистов и тем, что требуется отрасли. Также необходимо поддерживать интерес к науке на методическом уровне, чтобы школьники, которые могли бы связать с ней свой путь, лучше понимали принципы исследовательской деятельности. 

    guest
    0 комментариев
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии

    Новости

    читать все
    наверх