В фарму со школьной скамьи: как развивается система непрерывного образования в России

    18.10.2023
    Статьи
    2274

    С какого возраста нужно начинать готовить специалистов для фармацевтической отрасли? Некоторые эксперты предлагают начинать подготовку уже с детского сада. Пока же вузы и фармкомпании пробуют вовлекать детей в студенческую жизнь, создавая фармацевтические классы в школах. Интерес к этой форме обучения есть во многих регионах России, особенно там, где развиваются производства лекарств или есть фармацевтические вузы. В некоторых местах, как в Ярославле, фармкласс при лицее существует уже семь лет, в других такую форму погружения в специальность только пробуют. Летом этого года о наборе желающих учиться в фармклассе объявили в Пермской, Самарской, Архангельской, Липецкой, Тюменской областях, в Казани и Алтайском крае.

    О том, как создавалась, развивается и поддерживается система непрерывного образования от школы до производства на примере фармацевтического класса, рассказали Екатерина Репкина, руководитель отдела подготовки кадров дирекции по персоналу «Р-Фарм» и Лариса Волкова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ГОУ ЯО «Лицей №86». О перспективах обучения высказались Александр Воронин, директор Института фармации СамГМУ, доктор фармацевтических наук, и Юлия Пухова, начальник отдела довузовского образования Казанского ГМУ. 

    В создании фармацевтического класса в Ярославле были заинтересованы все

    С 2013 года на территории Ярославской области развивается фармацевтический кластер. Растущие кадровые потребности компании «Р-Фарм» вызвали необходимость не только открытия новых программ подготовки в вузах и колледжах, но и проведения профориентации со школьниками и создания профильного фармацевтического класса. Руководство фармкомпании и лицея были обоюдно заинтересованы в организации такой формы обучения. А соглашение о реализации проекта было подписано на уровне Правительства Ярославской области.Решение о создании профильного класса также поддержала Ассоциация современной фармацевтической промышленности и инновационной медицины Ярославской области (Ярославский фармацевтический кластер). 

    Конкурс не меньше, чем в вуз

    В Ярославле отбор кандидатов в фармацевтический класс лицея №86 проводится через индивидуальный отбор. Каждый кандидат занимает свое место в рейтинге в зависимости от набранных баллов. Чтобы попасть в фармкласс, нужно иметь высокий балл по математике и по одному из профильных предметов: химии или биологии. При равном количестве баллов преимущество есть у победителей всероссийских олимпиад, призеров регионального чемпионата «Молодые профессионалы», а также у победителей и призеров региональных, областных, международных конференций и отличившихся в других профильных мероприятиях. «Конкурс составляет в среднем 2- 2,5 человека на место. По итогам конкурсного отбора формируется класс с численностью 30 человек», — уточнила Екатерина Репкина.

    Чему и как учат в фармклассе

    Программа фармацевтического класса имеет естественно-научный профиль, то есть лицеисты углубленно изучают не только математику, но и химию, и биологию. Особенностью программы являются дополнительные развивающие общеобразовательные программы: основы аналитической химии, дополнительные главы органической химии, основы микробиологии и другие.

    Кроме того, эксперты компании «Р-Фарм» и ведущие преподаватели вузов — партнеров проекта проводят для учеников лекции. Акцент в обучении сделан на практику – это лабораторные работы, практические занятия, проектное обучение в профильных вузах и колледжах. Впервые в 2022 году учащиеся 10 класса прошли профессиональное обучение по профессии «Лаборант химического анализа» и получили свидетельство.

    Как разбудить интерес к производству лекарств

    По мнению Екатерины Репкиной, на формирование интереса работают не отдельные мероприятия, а система, все треки которой взаимосвязаны. Во время обучения в лицее школьные занятия дополняют тематические и профориентационные лекции от экспертов компании. Летом для учеников фармкласса организована фармсмена в лаборатории ВДЦ «Смена». Тут с ними также работают педагоги, увлекают практическими занятиями по изготовлению лекарственных форм, проведению их количественного и качественного анализа. Еще школьниками дети знакомятся с конкретными профессиями: «технолог фармацевтического производства» и «лаборант химического анализа» и понимают, чем занимаются эти специалисты на заводе.

    Фармсмена в лаборатории ВДЦ «Смена». Фото «Р-Фарм

     Ученики фармкласса проходят практическую подготовку в современных лабораториях, тренинг-центрах, ресурсных центрах, оснащенных при поддержке «Р-Фарм». В центре виртуального обучения, созданного в 2021 году на базе Ярославского промышленно-экономического колледжа, лицеисты погружаются в виртуальное пространство биотехнологического производства «Р-Фарм». Экскурсии на заводы дают представление о современном фармацевтическом производстве. 

    Фармкласс – часть кадровой стратегии

    Создание фармкласса в Ярославской области – это часть долгосрочной стратегии для обеспечения кадрами фармацевтического кластера. Екатерина Репкина отметила, что компания отслеживает, какие вузы выбирают выпускники профильного класса. В среднем 75-80% выпускников решают связать свою жизнь с медициной, с химической и фармацевтической технологией. «С каждым выпускником поддерживаем связь, организуем практику и стажировки на площадках группы компаний «Р-Фарм», трудоустраиваем на открытые вакансии», — рассказала она. В свою очередь и лицей следит, как складывается дальнейшее продвижение выпускников по фармацевтической траектории. «На 2023 год из двух выпусков, окончивших вуз по фармпрофилю, в компании «Р-Фарм» работает 14 человек», — отметила Лариса Волкова.

    Медико-фармацевтические смены при вузе

    Кроме фармацевтических классов в разных регионах России вузы опробуют и другие форматы для привлечения школьников в специальность.

    В сентябре 2023 года Тюменский медицинский университет уже не в первый раз пригласил учеников 7-11 классов, которые увлечены химией и биологией, на осеннюю смену открытой медико-фармацевтической школы. Чтобы попасть в эту школу, нужно пройти конкурсный отбор после предварительного обучения. Для этого педагоги проводят шесть онлайн-лекций, после которых слушатели выполнят шесть заданий. Активность на занятиях приносит претенденту баллы, максимально – 10.  После подсчета результатов 25 лучших учеников приглашают на очную программу, которая длится пять дней. За это время школьники будут не только слушать лекции, но и пройдут практику по биологии, химии, фармации, медицине, а также мастер-классы. Предусмотрено и непринужденное общение школьников в формате «без галстука» с видными учеными и врачами, экскурсии по вузу и клиникам Тюмени.

    Открытая медико-фармацевтическая школа при Тюменском медицинском Университете. Фото Тюменский ГМУ

    За фармклассами — будущее

    Ярославский лицей – далеко не единственное среднее образовательное учреждение, где модель «школа – вуз» считают перспективной.

    • В селе Тербуны Липецкой области в этом году появился медико-фармацевтический класс. Для того, чтобы первые 15 школьников смогли погрузится в фармацевтическую специальность, было заключено 5-ти стороннее соглашение между администрацией района, управлением образования и науки, управлением здравоохранения, школой, Воронежским медуниверситетом о вступлении Тербунского района и средней школы села Тербуны в Предуниверсарий Воронежского медицинского университета. Программа обучения в классе предусматривает занятия с педагогами вуза по видеоконференции, экскурсии в университет, участие в олимпиадах. Кроме того, сельская школа договорилась с Елецким медколледжем о параллельном обучении девятиклассников по профессиям «лаборант химического анализа» и «младшая медицинская сестра».
    • Самарский медуниверситет второй год продвигает концепт по созданию фармацевтического класса на базе самой большой школы города. «В системе довузовского образования СамГМУ функционирует большое число медклассов, внутри которых мы планируем создавать профильные группы по фармации. Успешные примеры создания профильных классов по нашей специальности есть, как правило, в городах, где расположен специализированный фармацевтический вуз. А там, где только факультет или институт в рамках медуниверситета, включается сценарий внутренней конкуренции, и фармация не всегда оказывается на лидирующих позициях», — рассказал Александр Воронин, директор Института фармации СамГМУ, доктор фармацевтических наук.
    • В Казанском медуниверситете также планируют открыть фармацевтический класс, поскольку с 2014 года там накопили богатый опыт организации медклассов в школах Татарстана и Калмыкии. «За эти годы количество школ, в которых функционируют медицинские классы, увеличилось с 2 до 9, а количество обучающихся возросло со 104 до 528 человек. Ежегодно не менее 40 процентов выпускников медклассов становятся студентами Казанского ГМУ, приблизительно столько же поступают в другие медицинские вузы России (…) Создание фармацевтических классов рассматривается в перспективе», — рассказала Юлия Пухова, начальник отдела довузовского образования Казанского ГМУ. 

    Текст: Елена Бадьина

    Заходное фото: фармкласс в Ярославле. Фото city-yaroslavl.ru

    Новости

    читать все
    наверх