Врач-терапевт, специалист антивозрастной терапии клиники «К+31», автор канала «Доктор во времени» Софья Махова во время форума NOVAMED-2024 дала подробное интервью порталу «Фарммедпром».
Мы обсудили с экспертом особенности выбора медицинских приборов для домашнего использования, а также перспективу замены врачей искусственным интеллектом.
Медицинские изделия могут понадобиться во многих бытовых ситуациях. Расскажите, какой минимальный набор необходимо иметь дома каждому человеку?
Давайте начнем с самых базовых потребностей людей. Потребность быть здоровым – одна из основных. Она есть у всех, независимо от возраста. Достаточно много разных атрибутов, которые помогают оценить степень нашего здоровья.
Начнем банально – с термометра. Ртутный, электронный, бесконтактный – сейчас есть разные варианты для детей, для взрослых. Без этого никак. Причем хотела бы подчеркнуть: казалось бы, это такое простое изделие, но далеко не у всех современных людей оно есть. И когда люди приходят на прием к терапевту, например, с банальным ОРВИ, мы начинаем спрашивать: «А какая у вас была температура все это время?». И человек не всегда может ответить. Говорит, что не измерял. По его ощущениям температура была, но какая точно, он не в курсе. Иногда бывает просишь пациента измерить температуру дома. А он отвечает, что нечем это сделать.
Поэтому давайте зафиксируем для себя, что термометр все-таки должен быть в любом доме: и где есть дети, и там, где только взрослые. Для детей может быть удобный бесконтактный термометр. Но и ртутный стандартный термометр никто не отменял, его эффективность пока еще никто не опроверг.
-орошо, зафиксировали. Что еще можно добавить в список?
Второй прибор, который больше ассоциируется с возрастом, это тонометр. Аппарат для измерения артериальное давление. Его я тоже рекомендую иметь в каждом доме. Он позволяет зафиксировать как высокие цифры, которых мы чаще всего опасаемся, так и низкое значение.
Часто бывает, что человек говорит: «Я плохо себя чувствовал». В этот момент просто измерить рутинное артериальное давление точно никому никогда не повредит.
Часть вопросов, которые связаны либо с повышением, либо с понижением давления, мы в этот момент сразу могли бы исключить. Пока человек дошел до терапевта, уже что-то могло измениться в его истории. Он может почувствовать себя лучше, если изменились погодные условия, выпил какую-то таблетку, в целом просто отдохнул, перестал нервничать. И что было с ним тогда, что обусловило его плохое самочувствие – мы уже порой ретроспективно не сможем сказать.
Сейчас есть электронные тонометры – они удобны и просты в использовании. Некоторая погрешность у них есть, но все же существенное изменение давления, значимое повышение или понижение, аппарат поможет определить.
И очень удобно, что электронный тонометр выдает частоту сердечных сокращений. Причем современные аппараты не просто измеряют пульс. Они фиксируют нарушения ритма. Для людей, у которых есть такая проблема, важно отслеживать этот показатель.
Помимо отслеживания показателей организма, порекомендуете что-то для практического применения?
Как терапевт могу сказать, что еще из полезного оборудования дома может быть небулайзер. Это аппарат, который делает из лекарственных жидкостей мелкодисперсную взвесь и помогает улучшению вдыхания. Изначально они были разработаны для людей, страдающих бронхиальной астмой или хронической обструктивной болезнью легких. В этом случае важно максимально глубокое проникновение лекарственного вещества.
Но сейчас небулайзеры вошли в практику педиатров, потому что детские сопли, ларингиты, какие-то вирусные инфекции очень удобно порой лечить с их помощью. Мы таким образом улучшаем биодоступность лекарства, его доставку в верхние отделы дыхательных путей.
Более того, взрослым пациентам в сезон ОРВИ на приеме мы очень часто выписываем препараты, которые именно через небулайзер используются.
Также упомяну еще один более специфичный прибор, который важен для людей, страдающих сахарным диабетом или имеющих отклонение уровня глюкозы в сыворотке крови. Это, конечно, глюкометр. Потому что с тест-полосками очень удобно ежедневно контролировать свой профиль глюкозы. Желательно утром и вечером, но есть определенные методики, которые предполагают контроль после каждого приема пищи, а не только в моменты визита к врачу-эндокринологу или терапевту.
Как выбирать медизделие для домашнего использования? На что стоит обращать внимание и в каких случаях лучше заранее проконсультироваться с врачом?
Врач может порекомендовать производителя, от которого у него больше всего отзывов. Мы, конечно же, не настаиваем, никакой заинтересованности в продвижении конкретного производителя или модели у врачей нет. Но есть отзывы пациентов. Например, если речь про глюкометры. Врачи-эндокринологи, которые ежедневно ставят диагноз сахарный диабет части своих пациентов, знают, какие глюкометры являются более надежными. Также важно учитывать доступность расходных материалов — для глюкометра это иголки, тест-полоски.
Для любого прибора важна точность. При выборе нужно учитывать возможную погрешность. Если, например, разница между показаниями бытового тонометра и данными измерения давления врачом выше 10 миллиметров ртутного столба, то это недопустимо. Уровень давления 130 или 140 – это две большие разницы. Нижний показатель 90 или 100 – это тоже существенно. То же самое касается пульса. Если в реальности 68 ударов в минуту, а аппарат показывает 88 – это слишком большая погрешность.
По термометрам аналогичная ситуация. Температура 37,1-37,2 градуса считается субфебрильной, на неё нужно обращать внимание. И не всегда электронный термометр может фиксировать такие тонкости. Иногда он просто показывает 36,6. При этом человек чувствует объективно, что температура выше. Какие-то высокие значения, 38-39 градусов, он покажет. Но я лично всегда сравниваю с ртутным термометром, который пока еще, на мой взгляд, точнее всех остальных.
Поэтому я бы выбирала приборы для дома, исходя из следующих позиций: погрешность, надежность в плане эксплуатации, чтобы через месяц прибор не сломался, и стоимость. Это тоже очень важно, например, у небулайзера может разброс от минимальных значений, доступных любым людям, до профессиональных. Тут нужно понимать, насколько важна стоимость и что мы за эту стоимость в итоге получаем, почему она именно такая.
Сегодня вы посетили выставку продукции в рамках форума «Новамед-2024». Какие решения вам запомнились, впечатлили, показались наиболее интересными?
-Как практикующего врача-терапевта меня больше всего впечатлила история с VR – виртуальная реальность и возможностью тренинга врача в таких условиях. Еще 10 лет назад подобные технологии были недоступны для врачей. А сейчас ты можешь в таком режиме реального времени, не привлекая реальных пациентов, задать программу, устроить тренинг, обучение. Это интересный опыт: провести осмотр, поговорить с пациентом, не прибегая к реальным людям. Мы это делали с реальными пациентами, которые находились в больницах, а сейчас можно в таком режиме. В реальности опросить одного человека группе из 20 студентов невозможно. А этот аппарат могут использовать хоть сто, хоть тысяча людей.
Такие методы помогают отрабатывать автоматизацию навыка осмотра пациента, последовательность действий, автоматизацию сбора анамнеза. Очень важно, чтобы ни студент, ни уже практикующий врач не забывал какие-то важные пункты из анамнеза.
Как вы думаете, какие медицинские изделия больше всего нужны врачам сегодня и за какими будущее?
-Сейчас активно развивается так называемый искусственный интеллект. Он приходит во все сферы, в том числе и в медицину. И врачам это помогает. Например, в нашей клинике, где я практикую, искусственный интеллект применяется для обработки текстовых документов. Это очень удобно, когда пациент был у многих специалистов, у него довольно большая история болезни, а искусственный интеллект суммирует это в некий общий файл. В нем написано, у какого врача он был, по какому диагнозу назначено лечение. Процесс общения с пациентом ускоряется, когда у тебя есть такая выкладка. Хотя ошибки у искусственного интеллекта пока тоже присутствуют.
На мой взгляд, будущее за автоматизацией. В рентгенологии, КТ и МРТ раньше оценивал только человек и было определенное недоверие. А вдруг доктор недосмотрел, а вдруг он невнимателен, устал после дежурства или еще что-то. Многие искали неких «хороших специалистов», которые лучше всех смотрят легкие, колени или что-то еще.
Сейчас стандартизация искусственным интеллектом помогает избежать такого.
Вы сейчас упомянули ошибки искусственного интеллекта и ошибки человека. Как вы думаете, какие еще могут быть подводные камни при внедрении современных технологий?
-Сегодня на одной из пленарных сессий подчеркнули важную мысль, что искусственный интеллект – это обучаемая технология. Сначала его нужно набучить. И качество материала, который мы передаем, очень важно. Он должен быть проверенным.
А второй нюанс – конечно, количество информации. Если ее немного, то качественно обучить нейросеть мы не сможем.
Но в любом случае, на мой взгляд, над искусственным интеллектом всегда останется некий контроль врача. Надеюсь, мы не придем к ситуации, когда искусственный интеллект полностью заменит врачебный подход. Есть вещи, которые искусственный интеллект не знает, а человек их замечает. Если ИИ этому не обучили по какой-то причине, не вложили какие-то тонкости, он не сможет об этом сообщить. Не скажет, что не понимает чего-то. А врач, человек, обладая более явным живым интеллектом, сможет это заметить или почувствовать. В результате, пациент получит более качественную медицинскую помощь.
Поэтому я надеюсь, что все-таки искусственный интеллект всегда будут помощником, но никак не заменителем врачебного и экспертного мнения.